Судебный акт
Признание в порядке наследования исключительных прав по авторским свидетельствам
Документ от 17.01.2012, опубликован на сайте 31.01.2012 под номером 30438, 2-я гражданская, об установлении факта принятия наследства, о признании исключительных прав на произведение науки в порядке наследования, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Смирнова Ю.В.                                                                   Дело № 33-146/2012                                                                          

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                17 января 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Смышляевой О.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Ганеевой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федеральной службы по интеллектуальной собственности на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 октября 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Старшовой Н*** В*** к Бурмистровой И*** В***, Старшовой Т*** Е***, Старшову О***  В***, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска об установлении факта принятия наследства, признании исключительных  прав на произведения науки в порядке наследования удовлетворить.

Установить факт принятия Старшовой Н*** В*** наследства, открывшегося после смерти бабушки С***,                   *** 1908 года рождения, умершей *** 1988 года.

Признать за Старшовой Н***  В***  исключительное право на произведения науки, отраженные в авторских свидетельствах №№ ***8, ***2, ***5, ***5, ***3, ***2, ***0, ***7, ***7, в порядке наследования.

Заслушав доклад судьи Смышляевой О.В., пояснения  истицы Старшовой Н.В. и ее представителей Кудряшова А.А. и Ергановой Е.А. судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Старшова Н.В. обратилась в суд с иском к Бурмистровой  (Елисеевой) И.В.,   Старшовой Т.Е., Старшову О.В., Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска (Далее - ИФНС по Заволжскому району г.Ульяновска) об установлении факта принятия наследства, признании исключительных прав на произведения науки в порядке наследования.

Требования мотивировала тем, что *** 1981 года умер её дедушка – С*** На день его смерти наследниками первой очереди по закону являлись: его жена – С*** и его сын С*** После смерти С*** наследственное дело нотариусом не открывалось, поскольку наследники с заявлением о принятии наследства не обращались, а бабушка приняла наследство фактически, так как проживала с наследодателем по адресу:                            г. У***, ул. С***, ***-***, пользовалась его имуществом, оплачивала коммунальные услуги. Истица также проживала совместно с наследодателем по вышеуказанному адресу.  *** 1988 года  в результате ДТП умер отец истицы– С***., следом за ним через несколько часов в больнице  умерла  бабушка – С*** После смерти отца наследниками первой очереди являлись: она (Старшова Н.В.), её мать – Старшова Т.Е., брат – Старшов О.В. и сестра – Елисеева И.В. Ввиду сложившихся  семейных обстоятельств, наследство после смерти отца приняли её мать и брат, а она (истица) с сестрой отказалась от наследства в пользу матери. После смерти бабушки наследниками первой очереди по праву представления являлись: истица Старшова Н.В., брат Старшов О.В., сестра Елисеева И.В. Наследственное дело после ее смерти не открывалось, поскольку к нотариусу с заявлениями о принятии наследства никто не обращался.

Истица фактически приняла наследство, так как проживала совместно с наследодателем, пользовалась её вещами, оплачивала коммунальные платежи. Сестра и брат не приняли наследство после смерти бабушки, так как проживали отдельно, её вещами не пользовались, ничего себе после смерти не брали.                    Перебирая вещи умершего дедушки, 15  января 2011 года она обнаружила среди них девять авторских свидетельств на всевозможные изобретения в области науки, выданные на его имя. 

Ссылаясь на положения ст. 264 ГПК РФ, 1153, 1257, 1283 ГК РФ,                Старшова Н.В. просила установить факт принятия наследства после бабушки Старшовой Е.Г., признать за ней исключительное право на произведения науки, отраженные в авторских свидетельствах.

Суд, рассмотрев заявленные требования по существу спора, постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности не соглашается с решением суда, просит его отменить. В жалобе указывает, что срок действия исключительных прав на  изобретения истек, вследствие чего в соответствии п.1 ст.1364 ГК РФ они перешли в общественное достояние. Кроме того, просит учесть, что Роспатент не был уведомлен о времени и месте судебного заседания 28.10.2011г., о принятии оспариваемого решения Роспатенту стало известно в момент его получения 29.11.2011г.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Заволжского районного суда                 г. Ульяновска от 28 октября 2011 года подлежит отмене.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:  неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.362 ГПК РФ).

Удовлетворяя иск Старшовой Н.В. в полном объеме, суд первой инстанции сослался на положения ст. 1153 ГК РФ и сделал вывод о принятии Старшовой Н.В. наследства после смерти С***., а также на положения ч. 1 ст. 1112 ГК РФ и признал обоснованными требования Старшовой Н.В. об исключительных  правах на произведения науки в порядке наследования.

Данные выводы суда нельзя  признать законным и обоснованным.

Так, из материалов дела следует, что авторские свидетельства на произведения науки №№ ***8, ***2, ***5, ***5, ***3, ***2, ***0, ***7, ***7 выданы на имя дедушки истицы - С*** – в период с 1944 года по                 1968 год.

В соответствии со ст.  1345 ГК РФ автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат  исключительное право и право авторства.

Согласно ч. 1 ст. 1363 ГК РФ  срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и при условии соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом, для изобретений составляет двадцать лет.

По истечении срока действия исключительного права изобретение, полезная модель или промышленный образец переходит в общественное достояние.

Изобретение, полезная модель или промышленный образец, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование (ст. 1364 ГК РФ).

Ранее действующее законодательство, а именно: Постановление Совета Министров СССР № 435 от 24.04.59 г. и Постановление Совета Министров СССР № 584 от 21.08.1973 г., также предусматривало срок действия исключительных прав на изобретение, но он составлял 15 лет с момента подачи заявки.

С учетом изложенного, сроки действия исключительных прав по авторским свидетельствам №№ ***8, ***2, ***5, ***5, ***3, ***2, ***0, ***7, ***7, выданным на имя С***., истекли в 60-х – 80-х годах и права на изобретения перешли в общественное достояние.

Следовательно, оснований для признания исключительных  прав на произведения науки в порядке наследования за Старшовой Н.В. не имелось.

С учетом изложенного, не подлежало удовлетворению требований Старшовой Н.В. об  установлении факта принятия наследства, поскольку  в данном случае это не имело  для Старшовой Н. В. юридического значения. Так, требование об установлении факта принятия наследства заявлено Старшовой Н.В. только в связи с желанием оформить наследство в виде исключительных прав по авторским свидетельствам. Другого наследственного имущества, которое бы она желала получить в связи с установлением данного факта, ею не называлось.

Принимая во внимание, что по делу не требуется дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение и в удовлетворении исковых требований Старшовой Н.В. отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 199,361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 октября 2011 года отменить

Постановить новое решение.

В удовлетворении исковых требований Старшовой Н*** В*** к Бурмистровой И*** В***, Старшовой Т*** Е***, Старшову О***  В***, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска об установлении факта принятия наследства, признании исключительных  прав на произведения науки в порядке наследования отказать в полном объеме.

 

Председательствующий

 

Судьи