Судебный акт
Возложение обязанности по предоставлению сведений о числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты
Документ от 17.01.2012, опубликован на сайте 27.01.2012 под номером 30323, 2-я гражданская, об обязании предоставления в исполнительный орган гос. власти Ульяновской области сведений о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу, а также ежемесячного представления сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Калашникова Е.В.                                                        Дело № 33-134/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          17 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Гурьяновой О.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Калмыковой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Ульяновского транспортного прокурора на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 09 декабря 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Волга-Днепр» о возложении обязанности по предоставлению в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере занятости населения (Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска), по установленной форме ежегодных сведений о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты, ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения прокурора Ульяновской транспортной прокуратуры Кечаевой Ю.А., поддержавшей доводы кассационного представления; Салминой О.В., представляющей по доверенности интересы ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Волга-Днепр» (ООО «Авиакомпания Волга-Днепр») о возложении обязанности по предоставлению в Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска, являющееся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным в сфере занятости населения, ежегодных сведений по установленной форме о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты, ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты.

Требования мотивировал тем, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 1 3акона Ульяновской области от 27.04.2009 г. №41-ЗО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек, установлены квоты для приема на работу инвалидов в процентах в зависимости от среднесписочной численности их работников. Статьей 2 указанного 3акона Ульяновской области определены сроки представления организациями сведений в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения: ежегодно до 1 декабря текущего года – о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в следующем году; до 5 числа месяца, следующего за отчетным, – о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты. Согласно информации, представленной Областным государственным казенным учреждение Центром занятости населения города Ульяновска, ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» не выполняет обязанности по предоставлению указанных сведений.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационном представлении Ульяновский транспортный прокурор просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает необоснованными выводы суда, согласившегося с позицией ответчика о возможности при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочную численность работников уменьшать на количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом указывает, что под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите (инвалидов). Квотой является минимальное количество рабочих мест для инвалидов, рассчитываемое исходя из среднесписочной численности работников организации. Полагает, что ответчиком не представлено доказательств разработки мер, направленных на изменение размера квоты в процентном соотношении к среднесписочной численности работников с учетом специфики организации, принятия мер по созданию рабочих мест для инвалидов и по разработке заключений специалистов об исключении из среднесписочной численности работающих работников рабочих мест, противопоказанных для трудоустройства инвалидов. Обращает внимание, что квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным и не обусловлено какими-либо обстоятельствами, в том числе спецификой работы.

 

ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» в возражениях на кассационное представление просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на представление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении и в возражениях на него.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Законом Ульяновской области от 27.04.2009 г. № 41-ЗО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек, установлены квоты для приема на работу инвалидов в процентах в зависимости от среднесписочной численности их работников.

Статьей 2 указанного Закона Ульяновской области определены сроки представления организациями сведений в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения: ежегодно до 1 декабря текущего года – о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в следующем году, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, – о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и о соблюдении квоты.

Ульяновский транспортный прокурор в обоснование предъявленного в интересах неопределенного круга лиц иска ссылается на неисполнение ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» обязанности по предоставлению указанных сведений.

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для их удовлетворения не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Как следует из материалов дела, сведения о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в 2012 году, а также ежемесячно предоставляемые сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдения квоты направлены ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» в Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска, являющееся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным в сфере занятости населения, 25 ноября и 01 декабря 2011 г. При этом при расчете квоты не учитывались рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Из содержания данных норм следует, что квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Разрешая заявленные требования, суд правильно учел положения ст. 224 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В силу действующего правового регулирования привлечение инвалидов к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, сверхурочных работ, а так же направление их в командировки ограничено.

Материалами дела установлено, что более 71 % персонала ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» занято на работах с вредными и опасными условиями труда, что подтверждается результатами аттестации рабочих мест с указанием факторов вредности и опасности. Ряд специальностей, включенных в штатное расписание, связан со специальными требованиями законодательства в отношении состояния здоровья работника.

Для гражданской авиации требования к состоянию здоровья авиационного персонала устанавливаются Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» и Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 г. № 50.

Согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ограничение жизнедеятельности, необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав при трудоустройстве на конкретные должности, связанные вредными производственными факторами и обеспечением безопасности лиц, не являющихся участниками трудовых отношений.

В этой связи суд пришел к правильному выводу, что с учетом отраслевых особенностей производственного процесса в ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» создание в рамках квоты для трудоустройства универсальных рабочих мест для инвалидов невозможно без наличия сведений, включаемых в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Доводы кассационного представления о недопустимости при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочную численность работников уменьшать на количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда подлежат отклонению.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).

Указанные конституционные положения предполагают наделение работодателя (физического или юридического лица) правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников и реализуя государственную политику в области социальной защиты инвалидов, в том числе путем установления квот для приема на работу, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, – иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им.

Расчет работодателем квоты для приема на работу инвалидов без учета рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями будет являться произвольной и не основанной на объективных характеристиках дифференциацией субъектов экономической деятельности, поскольку, имея в силу особенностей производственного процесса разные для того возможности обеспечения трудоустройства инвалидов, предприятия с равной среднесписочной численностью работников должны соблюдать одинаковые квоты.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационного представления не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ в редакции, действовавшей на день подачи кассационного представления, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 09 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление Ульяновского транспортного прокурора – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи