Судебный акт
О возложении обязанности по включению периода работы в специальный стаж и по назначению досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 12.01.2012, опубликован на сайте 27.01.2012 под номером 30315, 2-я гражданская, О возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                                           Дело № 33-32/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                12 января 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Федоровой Л.Г.,

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 ноября 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск Ильина Л*** П*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области включить Ильину Л*** П*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в Цильнинском РО С*** (переименованном в Цильнинское районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства!%) в должности кочегара с 15.11.1975 года по 28.10.1983 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области назначить Ильину Л*** П*** досрочную трудовую пенсию с 26.04.2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области в пользу Ильина Л*** П*** расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения Ильина Л.П., его представителя Фадеева Ю.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ильин Л.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области об обязании включить в специальный трудовой стаж период работы в должности кочегара с *** и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 21.04 2011.

Требования мотивировал тем, что он обратился в Управление Пенсионного фонда в Цильнинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, однако получил отказ по причине отсутствия у него необходимого специального стажа. С данным решением  ответчика он не согласен, поскольку имеет необходимый страховой стаж 25 лет, специальный стаж. Период его работы кочегаром  с *** подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку он работал непосредственно с каменным углем и брикетом, которые перевозил на тележках с улицы в здание кочегарки и вывозил оттуда остатки сгоревшего угля. Работа кочегара включена в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Рассмотрев исковое заявление, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы указывает, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2003 № 239  время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1991 году.

Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, пользовались только кочегары производственных котельных, при этом не имеет значение то,  на каком топливе работали обслуживаемые ими котлы. В соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991 право на пенсионные льготы согласно позиции 23200000-13786 установлено машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы. Доказательств того, что котельная, в которой работал истец, была производственной, и что котельная в спорный период работала на твердом топливе,  не представлено. Оснований для включения в специальный стаж периода работы истца кочегаром не имеется.

Кроме того, поскольку работа котельной носит сезонный характер, время, когда котельная не работает, а кочегары занимаются ремонтными работами, не засчитывается в льготный стаж. Поскольку работа истца носила сезонный характер по показаниям самого истца, судом необоснованно включен в специальный стаж весь спорный период работы Ильина Л.П. в качестве кочегара.

Судом необоснованно приняты показания свидетелей в качестве допустимых доказательств характера работ.

В возражениях на кассационную жалобу Ильин Л.П. считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области – не подлежащей удовлетворению.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела в суде кассационной  инстанции  извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу статьи 2 Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» кассационная жалоба рассматривается по правилам, действовавшим до дня вступления в законную силу  указанного Федерального закона.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области, возражения Ильина Л.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В  случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная пенсия, утверждаются Правительством РФ (п. 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР» от 26 января 1991 года № 10.

Как следует из материалов дела, Ильин Л.П. с 05.11.1975 по 29.10.1983 работал в должности кочегара Цильнинского РО С***, переименованного с 05.10.1978 в Цильнинское районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства!%.

Действовавшим в указанный период пенсионным законодательством правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались лица, работавшие по профессии «кочегар производственной котельной» (Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173).

Согласно разъяснению за № 1 от 09.01.1957 «О порядке применения, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» следует, что помещенные в список № 1 и № 2 "Общие профессии" относятся ко всем отраслям народного хозяйства. Лица, работавшие по профессиям, указанным в списках, имеют право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах независимо от того, где они работали или работают: на металлургическом или машиностроительном производстве, на хлопчатобумажной фабрике или в коммунальном хозяйстве, на железнодорожном транспорте или на предприятиях связи и т.п.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что время выполнявших до 01.01.1992 работ, за которые предусмотрено назначение государственной пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (п.п. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 N 239).

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установив, что Ильин И.П. работал в период с 05.11.1975 по 29.10.1983 кочегаром котельной Цильнинского РО С*** в течение полного рабочего дня, суд первой инстанции, обоснованно обязал ответчика включить указанный период времени в специальный стаж и назначить ему пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с работой с тяжелыми условиями труда с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию – с 26.04.2011.

Доводы, приведенные  ГУ УПФ РФ в Цильнинском районе Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Доводы жалобы о том, что в ходе судебного разбирательства не установлено, являлась ли котельная, в которой работал истец, производственной, не могут быть приняты во внимание, поскольку котельная Цильнинского РО С***, переименованного с 05.10.1978 в Цильнинское районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства!%, отапливала административное здание объединения, их производственные помещения: ремонтные мастерские, а также и жилые многоквартирные дома, то есть вырабатывала  пар и воду, в основном, для производственных нужд. Данное обстоятельство объективно подтверждается показаниями свидетеля Л***, работавшего с 1968 по 2000 годы в указанном производственном объединении инженером-экономистом, а также и годовыми отчетами объединения по основной деятельности, из которых усматривается факт приобретения твердого топлива (угля) для нужд сельского хозяйства.

Ссылки в жалобе на то, что обязательным условием для включения работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии  является  обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце) были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая оценка.

Суд первой инстанции в решении обоснованно указал на то, что Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173,  не предусматривал обязательным условием для назначения досрочной трудовой пенсии кочегару производственной котельной работу указанной котельной на твердом топливе.

Данное обстоятельство также подтверждается тем, что предусмотренная разделом «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 14.01.1969 года № 24 профессия машиниста (кочегара) котельной включала в качестве характеристики работ по данной профессии - обслуживание водогрейных котлов, работающих на твердом, жидком или газообразном топливе.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984  № 342/22-123 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный  справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства»  указанный раздел был дополнен профессиями «Оператор котельной» и «Оператор теплового пункта», в тарифно-квалификационной характеристике которых указано на обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, а также были внесены изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии «Машинист (кочегар) котельной». Характеристика работ по этой профессии стала включать в себя работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе.

Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено сохранить за рабочими, которым будет установлено наименование профессии «Оператор котельной» и «Оператор теплового пункта», выработанный ими стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в профессии «Машинист (кочегар) котельной» на момент принятия данного Постановления. Операторам котельной и операторам теплового пункта, поступившим на работу после принятия настоящего Постановления, льготы по пенсионному обеспечению не предоставляются.

Таким образом, из смысла указанных положений следует, что Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984  № 342/22-123 было произведено разграничение должностных обязанностей рабочих, обслуживающих котлы, в зависимости от вида топлива, и определено, что  с 27.11.1984 у рабочих - операторов котельных и тепловых узлов, работающих в котельных на жидком и газообразном топливе или электронагреве, право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует. 

Поскольку спорный период работы истца по профессии кочегара котельной имел место до принятия указанного Постановления, следовательно, данный период подлежит включения в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение вне зависимости от того, на каком виде топлива (твердом, жидком или газообразном) работала котельная.

Следует указать на то, что исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе,  годовыми отчетами по основной деятельности за 1978-1981 годы, показаниями свидетелей Л***, М***. подтверждается тот факт, что в спорный период времени (с 1975 года по 1983 год) в котельной Цильнинского РО С*** использовалось твердое топливо (уголь и брикеты).

Доводы жалобы о том, что суд неправомерно сослался в решении на показания свидетелей, которые являются недопустимыми доказательствами в части возможности подтверждения характера работы истца, основанием к отмене решения не являются, так как вывод  суда о работе истца в качестве кочегара котельной наряду с показаниями свидетелей подтвержден письменными доказательствами.

Судебная коллегия находит несостоятельными  ссылки в жалобе на сезонность работы истца кочегаром котельной и в связи с этим неправомерность включения всего периода работы кочегаром в специальный стаж.

Тарифно-квалификационная характеристика  профессии «Машинист (кочегар) котельной», включенная в раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР от 14.01.1969 года № 24, предусматривала, что в обязанности кочегара входит также участие в промывке, очистке и ремонте котла. Согласно пояснениям истца по окончанию отопительного сезона он был занят на обслуживании и ремонте котельного оборудования и инженерных сетей, а также в данные периоды ему предоставлялись ежегодные очередные отпуска.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, на которые суд первой инстанции сослался в решении, истец в спорный период работал только кочегаром котельной Цильнинского РО С***, на работы по иным профессиям он не переводился.  Доказательств обратного ответчиком ни суду, ни судебной коллегии не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно  посчитал подлежащим включению в специальный стаж весь период работы с 15.11.1975 по 28.10.1983.

Более того, сам ответчик,  рассматривая заявление Ильина Л.П. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, пришел к выводу о том, что подлежит включению в специальный стаж весь период работы истца кочегаром с 01.01.1978 по 31.12.1981, а не только отопительные сезоны (протокол 34 от 20.06.2011).

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи