Судебный акт
Отказ в выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилья
Документ от 12.01.2012, опубликован на сайте 26.01.2012 под номером 30307, 2-я гражданская, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                                        Дело № 33-78/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              12 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Бабойдо И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гринько Е*** А***, действующего в интересах Гринько З*** А***, на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2011 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Гринько З*** А*** к мэрии города Ульяновска о признании лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности  выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления  жилой площади отказать.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения представителей Гринько З.А.  – Гринько Е.А. и Анюровой  Н.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гринько З.А., 1984 года рождения, обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска  об обязании выдать  вне очереди  сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что она (истица) относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – Б*** Н.В. умерла в 2006 году, своего отца Г*** А.С. она никогда не знала и сведениями о нем не располагает.

Ввиду ограничения матери Б*** Н.В. в родительских правах, она (истица) была помещена 02.09.1985 г. в Ульяновский областной специализированный  «Дом детства», где  воспитывалась до 31.08.1991 года. После окончания 9 классов она обучалась в *** колледже г. Ульяновска и проживала в общежитии по ул.К***, д. ***, кв. ***, где ей было предоставлено койко-место.

В январе 2011 года она обратилась в мэрию г.Ульяновска по вопросу обеспечения её жильем, как оставшуюся без попечения родителей, однако в  выдаче сертификата на приобретение жилья ей было отказано по причине того, что она уже не относится к категории детей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица полагает, что её права нарушены, в связи с чем просит в судебном порядке обязать мэрию г.Ульяновска обеспечить её жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Правительство Ульяновской области, Управление финансов мэрии г. Ульяновска, Министерство образования Ульяновской области.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Гринько Е.А., действующий в интересах Гринько З.А., не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указывает, что по смыслу ст. 147 СК РФ защиту прав и законных интересов детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательном учреждении, должна осуществлять администрация этого учреждения. Защиту же прав и законных интересов детей - выпускников данных воспитательных учреждений должны осуществлять органы  опеки и попечительства. Гринько З.А. с 1985 года по 2001 год была на полном государственном попечении сначала в доме- малютки г. Ульяновска, затем в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей, на территории Ульяновской области, однако ни администрация этих учреждений, ни органы опеки и попечительства в последующем не выступили в интересах ребёнка и не подсказали о наличии у истицы права на льготное получение жилья.  Гринько З.А. узнала о соответствующем праве  только в возрасте 26 лет. При этом она как сирота до настоящего времени не имеет своего жилья, проживает со своим гражданским супругом у его родителей. У неё имеется временная прописка в общежитии *** колледжа г. Ульяновска. Проживать по месту регистрации она не может, так как в 2004 году ей пришлось сделать перерыв в учёбе, и сейчас в указанном жилом помещении проживают другие лица. Полагает, что действиями всех вышеуказанных органов и вынесенным решением суда первой инстанции были нарушены конституционные права Гринько З.А., предусмотренные ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвовавших в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы по правилам глав 40 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела, применен материальный закон, подлежащий применению, дана надлежащая оценка доводам сторон и представленным им доказательствам, на основании которых вынесено законное и обоснованное  решение об отказе в иске.

Установлено, что Гринько З.А., ***.***.1984 года рождения, со 02.09.1985 г. по 31.08.2001 г.  воспитывалась и обучалась в Областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства». По окончании пребывания в указанном учреждении жилым помещением она обеспечена не была.

С 01.09.2001 г. по 11.10.2004 г. Гринько З.А. обучалась в *** колледже. В период учёбы 17.02.2004 г. она была зарегистрирована в общежитии по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, ***. Однако в 2004 году Гринько З.А. прекратила учёбу и выехала из общежития на постоянное место жительства в г. Димитровград, где и проживает по настоящее время. Сведений о снятии Гринько З.А. с прежнего места жительства судом добыто не было.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи  57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержится  в абзаце 1 пункта 1 статьи 8  Федерального  закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 1 названного Федерального закона правовым статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно материалам дела, Гринько З.А. впервые обратилась в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке её на учёт для получения жилья как ребёнок-сирота в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ лишь в 2011 году, т.е. по достижении ею 26 лет.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения в орган опеки и попечительства Гринько З.А. уже не обладала статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем утратила право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных указанным выше законом.

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку в решении суда им дана правильная юридическая оценка, не соглашаться с которой оснований не имеется.

Довод кассационной жалобы о сохранении за Гринько З.А. права на получение жилищного сертификата по Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ  по тому основанию, что ранее это право не было ею реализовано, основан на неправильном толковании действующего законодательства.

Положения статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на лиц, достигших возраста 23 лет, не распространяются.

Ссылка на то, что истице ранее не было известно о наличии у неё права на получение мер социальной поддержки, а также иные доводы кассационной жалобы, правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.

Законодателем установлен 5-летний срок, в течение которого достигшее совершеннолетия лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность реализовать право на получение жилья в установленном законом порядке, что истицей сделано не было. 

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Гринько З.А.

Решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гринько Е*** А***, действующего в интересах Гринько З*** А***, – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи