Судебный акт
Незаконный отказ Пенсионного фонда в назначении социальной пенсии инвалиду
Документ от 12.01.2012, опубликован на сайте 30.01.2012 под номером 30289, 2-я гражданская, о назначении и выплате пени, компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                            Дело № 33-112\2012 (4717\2011)

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          12 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Аладина П.К., Смышляевой О.В.,

при секретаре Споршеве А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Горяновой Н*** И*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 ноября 2011 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Горяновой Н*** И*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о назначении и выплате социальной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Горянова Н.И. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - УПФ РФ в Железнодорожном районе) о назначении и выплате социальной пенсии с 15 февраля 2010 года по 28 февраля 2011 года, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

Свои требования истец мотивировала тем, что 15 февраля 2010 года ей была установлена *** группа инвалидности по общему заболеванию. Она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности, однако заявление не было принято, при этом ей было указано на необходимость устранения ряда недостатков в имеющихся документах, а также представления дополнительных документов. В частности, имя в трудовой книжке не соответствовало имени в паспорте, отсутствовали сведения о замужествах, не имелось переводов документов с украинского языка. На устранение недостатков, указанных пенсионным органом, ушло более года, в течение которого она не получала никакую пенсию. Вместе с тем она могла в это время получать социальную пенсию. Однако об этом праве сотрудники УПФ РФ в Железнодорожном районе ей не разъяснили и не предложили назначить. В связи с этим ей был причинен моральный вред, оцененный ею в сумме 40 000 рублей. Кроме того, она понесла расходы на представителя в сумме 10 000 рублей, которые должны быть ей компенсированы ответчиком.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Горянова Н.И. просит отменить решение, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению автора жалобы, суд не учел, что ответчик, отказав ей в назначении трудовой пенсии по инвалидности, обязан был разъяснить о её праве на получение социальной пенсии. Кроме того, ответчик не представил доказательств того, что ей было разъяснено право на получение социальной пенсии, и что она отказалась от её назначения.

 

Поскольку стороны и их представители были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в кассационную инстанцию не явились, не представили заявление об отложении рассмотрения жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их присутствия в судебном разбирательстве в назначенное время, оснований для отложения рассмотрения жалобы не имеется.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что истец не предоставила суду доказательств того, что она обращалась в УПФ РФ по Железнодорожному району с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в период с 12 марта 2010 года по 20 апреля 2011 года. В связи с этим суд отказал и в удовлетворении других исковых требований  Горяновой  Н.И. (о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов). Кроме того, признал доводы истца о том, что ей сотрудниками УПФ РФ по Железнодорожному району не были даны разъяснения по вопросу назначения социальной пенсии по инвалидности, несостоятельными.

 

С указанными выводами суда первой инстанции суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют установленным по делу юридически значимым обстоятельствам и требованиям норм материального права. При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.

 

Из материалов дела следует, что решением от 15 февраля 2010 года филиала № *** ФГУ «Г***» Горяновой Н.И. была установлена *** группа инвалидности по общему заболеванию на срок с 15 февраля 2010 года по 01 марта 2011 года.

12 марта 2010 года истец обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ежемесячные денежные выплаты истцу были назначены, а в назначении трудовой пенсии по инвалидности было отказано, поскольку у Горяновой Н.И. отсутствовали необходимые для этого документы.

В частности у заявителя отсутствовал документ, подтверждающий её страховой стаж (необходимо было установить в судебном порядке факт принадлежности трудовой книжки).

 

Статьей 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, где в пункте 4 указано, что при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, ему устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 1 ст. 11).

Статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Иными словами, применительно к настоящему делу и конкретной ситуации сложившейся у истца, на ответчике лежала обязанность разъяснить Горяновой Н.И. право на возможность назначения и выплаты социальной пенсии до получения ею всех необходимых документов для назначения трудовой пенсии по инвалидности.

 

Доказательствами указанного выше могли служить документы, свидетельствующие о даче такого разъяснения (журнал регистрации граждан), письменный отказ заявителя от назначения социальной пенсии (её заявление, расписка и т.п.).

Таких доказательств УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд кассационной инстанции.

Показания свидетелей С*** Г.В. и Р*** Н.В. о том, что в марте 2010 года Горяновой Н.И. устно было разъяснено право на назначение как трудовой, так и социальной пенсии, к таким доказательствам не относятся.

Кроме того, указанные свидетели являются сотрудниками УПФ РФ в Железнодорожном районе, и к их показаниям суд кассационной инстанции относится критически.

В связи с этим требование истца о назначении и выплате социальной пенсии по инвалидности подлежит удовлетворению.

 

Поскольку в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия, предусмотренная настоящим законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее дня возникновения права на неё (обращение имело место 12 марта 2010 года), на ответчика должна быть возложена обязанность назначить и выплатить социальную пенсию по инвалидности истцу с 01 марта 2010 года по 28 февраля 2011 года.

 

В связи с тем, что споры граждан с Пенсионным фондом относятся к спорам имущественного характера, требование Горяновой Н.И. о взыскании компенсации морального вреда с ответчика, удовлетворению не подлежит.

 

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ).

Из квитанции к приходному кассовому ордеру от 14 октября 2011 года адвокатского кабинета М*** В.В. следует, что Горянова Н.И. по соглашению от 14 октября 2011 года внесла сумму в размере 5000 рублей.

Представитель истца М*** В.В. принял участие в рассмотрении дела в двух судебных заседаниях (28 и 29 ноября 2011 года).

Доказательств внесения (уплаты) еще 5000 рублей за представительство в суде по настоящему делу истцом в материалы дела не представлено.

В связи с этим и с учетом требований ст. 100 ГПК РФ суд кассационной инстанции считает необходимым удовлетворить требования истца частично в сумме 5000 рублей

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 ноября 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, по которому иск Горяновой Н*** И*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить и выплатить Горяновой Н*** И*** социальную пенсию по инвалидности за период с 01 марта 2010 года по 28 февраля 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области в пользу Горяновой Н*** И*** 5000 рублей за оплату услуг представителя.

В остальной части иска отказать.

 

Председательствующий

Судьи