Судебный акт
Осуждение за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенного группой лиц повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, признано законным
Документ от 11.01.2012, опубликован на сайте 26.01.2012 под номером 30223, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья    ***.                                                                           Дело № 22 – 48/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            11 января  2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Рузавиной Т.А.,

судей Кабанова В.А. и Терентьевой Н.А.,

при секретаре Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 января  2012 года  кассационные жалобы  адвоката Асафьевой Е.В. и осужденного  Царегородцева С.А.  на приговор  Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 октября  2011 года, которым                                                             

 

ЦАРЕГОРОДЦЕВ С*** А***, ***  ранее судимый:

1. 13 сентября 2010 года по ч.1 ст.158 УК РФ к штрафу в размере 4000 рублей, штраф уплачен  11.02.2011г.,

 

осужден по части 4 статьи 111 УК РФ (в редакции  ФЗ от 07 марта 2011 г. № 26-ФЗ) к 10 годам лишения свободы с отбыванием  наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения изменена  с подписки о невыезде и надлежащем поведении  на заключение под стражу.

Постановлено взыскать с Царегородцева С.А. в счет возмещения морального вреда: в пользу потерпевшего И*** В.К. 300 000 рублей; в пользу потерпевшей Н*** Л.Н. – 1 000 000 рублей.

Приговором  решена  судьба  вещественных  доказательств.

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., выступления адвоката Асафьевой Е.В., осужденного Царегородцева  С.А., потерпевшего  И*** В.К.  и   прокурора  Скотаревой Г.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Царегородцев С.А.  осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенного группой лиц по предварительному сговору, в отношении трех лиц: А*** В.Г., И*** В.К. и  П*** А.В., повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего А*** В.Г.

 

Преступление было им совершено 03 октября 2010 года в г.Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда 

 

В кассационных жалобах адвокат Асафьева Е.В. и осужденный Царегородцев С.А.   выражают несогласие с приговором суда. Указывают, что согласно показаниям осужденного, а также свидетелей и потерпевших по делу, Царегородцев С.А. не наносил ударов потерпевшему А*** В.Г., а П*** А.В. он нанес два удара битой: один в область головы,  а другой в область колена, а поэтому  своими  действиями он   не мог  причинить тяжкий вред здоровью данным потерпевшим.  Потерпевшему И*** В.К. осужденный также  нанес лишь один удар по телу битой,  других ударов он не наносил. На  предварительном следствии  осужденный давал показания о том, что ударил ногой  потерпевшего А*** В.Г. лишь в связи с тем, что следователь  сообщил ему, что он должен объяснить наличие крови потерпевшего  на своей одежде.   Считают, что к показаниям свидетеля Т*** С.В. суд должен был отнестись критически,  поскольку они противоречивы, свидетель состоит на учете в  психиатрической больнице  связи с проблемами в памяти, его  также задерживали по подозрению в совершении данного преступления, и свои показания он не читал, когда подписывал протоколы допросов.  Указывают на несогласие с  размером компенсации морального вреда, взысканного с Царегородцева С.А., и считают его завышенным. Просят приговор суда изменить и переквалифицировать действия Царегородцева С.А. на ст.116 ч.1 УК РФ (в отношении И*** В.К.) и  на ст.111 ч.1 УК РФ (в отношении П*** А.В.), назначив  наказание с применением статьи 73 УК РФ, а уголовное преследование    по факту причинения телесных повреждений А*** В.Г.  прекратить в виду непричастности к этому осужденного.

 

Кассационное  представление государственного обвинителя отозвано  в  соответствии  с частью 3 статьи 359 УПК  РФ.

 

В судебном  заседании:

-  адвокат Асафьева Е.В. и осужденный Царегородцев С.А.  поддержали доводы жалоб в полном объеме;

- потерпевший  И*** В.К. указал на свое согласие с приговором суда;  

- прокурор Скотарева Г.А. обосновала несостоятельность  доводов жалоб и просила приговор суда  оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб,  выслушав выступления  вышеуказанных лиц, судебная коллегия находит, что приговор  суда  является законным обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности Царегородцева С.А.  в совершении вышеуказанного преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и основаны на совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства  доказательств, которым суд в приговоре в соответствии со статьей  88 УПК РФ дал надлежащую оценку.

Так, из показаний потерпевшего И*** В.К. следует, что 03.10.2010г.   от П*** А.В.  он узнал, что их общий друг А*** В.Г. был кем-то избит. Он направился к П*** А.В., и   встретил его  с А*** В.Г.,  последний сообщил об его избиении на автопарковке, в  руках у  него был кухонный нож, а  у П*** А.В. - бита.   На парковке  увидели Царегородцева С.А. и Даутовых Р*** и Э***, которые на них напали. Он сам получил удар обухом топора в область головы, и еще несколько ударов, отчего и упал. При этом видел факт  нанесения удара Даутовым Э*** топором по голове А*** В.Г. В последующем  их всех избивали  втроем одновременно, нанося удары  ногами, руками, предметами по   различным частям тела и с разных сторон, избиение продолжалось около 4-5 минут.

Свои показания потерпевший И*** В.К. подтвердил   и в ходе очной ставки с  Царегородцевым С.А., а в ходе проведения опознаний,   опознал  его, а также  Даутова Э.Р. и  Даутова Р.И., как лиц принимавших участие в  их избиении.

Аналогичные показания об обстоятельствах избиения дал и  потерпевший П*** А.В., указывая также, что ему удары наносились  битой по ноге и   голове,  а когда он упал, наносились удары также  и ногами, при этом бита  была  у Царегородцева С.А.

Свидетель А*** О.В. подтвердила показания потерпевших, указав также, что с балкона своего дома видела, как не менее трех людей избивали трех других. Когда  последние упали на землю, то  их продолжали избивать ногами. В крике одного из избиваемых узнала голос   А*** В.Г. и  выбежала из дома, на месте избиения обнаружила  троих потерпевших с телесными повреждениями.

Свои показания данный свидетель подтвердила и  в ходе  очной ставки с Царегородцевым С.А.

Из показаний свидетеля Т*** С.В. также  следует, что он был очевидцем того,  как Царегородцев С.А. и Даутовы Э*** и Р***, избивали трех незнакомых ему парней. При этом  Даутов Э*** ударил одного из них топором по голове, а Царегородцев С.А. ударил другого битой по голове, отчего они  упали. Затем  нападавшие  сбили на землю третьего,  и он слышал сильные звуки ударов. Затем нападавшие наносили удары ногами  лежащим на земле потерпевшим.

В ходе следственного эксперимента  свидетель продемонстрировал механизм нанесения Царегородцевым С.А. потерпевшему удар битой в область головы, а также  удар Даутовым Э*** в область левой части головы другого потерпевшего.

Существенных противоречий в показаниях потерпевших  П*** А.В.  и И*** В.К., свидетелей Т*** С.В. и А*** О.В., ставящих  под сомнение их достоверность, не имеется.

Кроме того, показания потерпевших и свидетелей подтверждены показаниями самого осужденного  Царегороцева С.А.  на предварительном следствии и в судебном заседании о том, что  03.10.2010г. Даутов Э*** попросил его пойти с ними и помочь разобраться с А*** В.Г., на что он согласился. Прибыв на автопарковку, увидели там Даутова Р***,   а Э***  пришел  туда с топором и ножом.  Последний нож передал ему, но его забрал  Р***, а взамен вручил  деревянную  биту, которую достал из автомобиля.  Таким образом, они вооружились и приготовились к драке.  Увидев потерпевших, Даутов Р*** указал на  А*** В.Г., как на лицо,  избившее   мать Э***, последний  с нецензурной бранью  подбежал к  нему и стал наносить удары топором ему, а также  И*** В.К. ударил по два раза по голове каждому. В это время он  сам ударил П*** А.В. битой, а после того, как тот упал – еще раз по туловищу. После того, как А*** В.Г. упал, Даутов Р*** ударил его два раза по голове баллонным ключом и дважды  ударил ногами по рукам. После этого и он сам ударил А*** В.Г. ногой по правой ноге, но не  сильно.

Частичный отказ осужденного в судебном заседании от  своих показаний на предварительном следствии в части того, что он оговорил себя по обстоятельствам нанесения удара  А*** В.Г.,  не исключало эти показания из числа допустимых доказательств, так как они подтверждены другими приведенными в приговоре доказательствами.

Объективно вина Царегородцева  С.А. подтверждена выводами судебно-медицинских экспертиз,  согласно котором причиной смерти А*** В.Г. явилась открытая черепно-мозговая травма, проявившаяся ушибленными ранами, ссадинами, кровоподтеками на голове, кровоизлияниями в мягкие ткани головы, переломом затылочной кости, кровоизлияния под оболочки и в желудочки головного мозга, ушибом и разрушением головного мозга, которая  квалифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. Ушибленная рана теменно-затылочной области слева могла образоваться как от однократного воздействия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью в виде выпуклой площадки удлиненной формы, так и от двукратного воздействия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью в виде выпуклой площадки. Индивидуальные особенности травмирующего предмета в остальных повреждениях не отобразились.

У П*** А.В. обнаружен закрытый внутрисуставной перелом наружного края суставной впа­дины правой большеберцовой кости, закрытый перелом (эпифизиолиз) проксимальной головки правой малоберцовой кости, что в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а также  ушибы мягких тка­ней и кровоподтеки в области лица и головы, ушиб мягких тканей пра­вого локтевого сустава.

У И*** В.К.  обнаружена закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга лег­кой степени, перелом затылочной кости слева, ушибленная рана в затылочной области слева; ушибленная рана в левой теменной облас­ти, подкожное кровоизлияние в лобной области; закрытый оскольчатый перелом основной фаланги 3-го пальца левой кисти со смещени­ем, подкожное кровоизлияние в области левой кисти; подкожное кро­воизлияние в области левой ключицы;  ссадина в области шеи слева.  Перелом затылочной кости слева, ушибленная рана в затылочной области слева в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Телесные повреждения получены потерпевшими И*** В.К. и П*** А.В.   от воздейс­твия тупых твердых предметов.

На основании  вышеуказанных, а также других приведенных в приговоре доказательств, которым дана надлежащая оценка, суд обоснованно пришел к выводу о виновности  Церегородцева  С.А.  в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в отношении трех лиц: А*** В.Г., И*** В.К. и  П*** А.В., повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего А*** В.Г.   и правильно квалифицировал его действия по части 4 статьи 111 УК РФ.

 

Вопреки доводам жалоб, данная квалификация действии осужденного, является обоснованной, поскольку  подтверждается исследованными  судом  доказательствами. Судом верно было установлено, что  Царегородцев С.А. вступил  в  предварительный сговор с иными лицами на причинение тяжкого вреда здоровью, действуя совместно и согласованно, одновременно с ними напали сразу на трех потерпевших и  действуя умышленно,  они нанесли потерпевшим А*** В.Г., П*** А.В. и И***  В.К. заранее приготовленными для избиения предметами, обладающими большой поражающей способностью – битой, топором, баллонным ключом, по голове и другим частям тела, а также продолжали избивать потерпевших  их после падения.

Обоснованным является  и вывод суда  о наличие у  осужденного  Царегородцева С.А.  умысла, направленного на причинение тяжкого вреда здоровью всем троим  потерпевшим, что  подтверждается использованными им и соучастниками орудий преступления, количеством и локализацией нанесенных ими  ударов в области расположения жизненно-важных органов.

Квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, также нашел свое подтверждение  при рассмотрении дела судом первой инстанции, поскольку осужденный и другие лица  обсудили причину  ранее произошедшего конфликта с потерпевшими, заранее приготовились к нанесению телесных повреждений потерпевшим, втроем вооружились предметами, обладающими большой поражающей способностью, обменивались ими между собой, все вместе напали на потерпевших и действуя совместно причинили потерпевшим повреждения, носящие признаки тяжкого вреда здоровью.

 

Показания осужденного   Царегородцев С.А., аналогичные приведенным в жалобе доводам о  том, что он  не избивал  потерпевшего А*** В.Г.,  и не причастен к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшему И*** В.К.  суд   первой инстанции обоснованно  расценивал как способ защиты от предъявленного обвинения, поскольку  наступившие для потерпевших последствия охватывались единым умыслом  осужденного и  других лиц. Кроме того, на предварительном следствии  осужденный  не отрицал факта нанесения ударов погибшему А*** В.Г., что подтверждалось  и другими доказательствами по делу.

При этом оснований не доверять показаниям свидетеля Т*** С.В., вопреки доводам жалобы, у суда первой инстанции не имелось.  Исследовав и проанализировав все  показания этого  свидетеля  в совокупности с другими  доказательствами, суд, вопреки доводам кассационных жалоб, сделал обоснованный вывод об их достоверности.  Приведенные показания  имеют подробный характер и не содержат существенных противоречий по значимым для дела обстоятельствам. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что  эти показания  Т*** С.В. дал в результате оказанного на него воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов, личной заинтересованности,  или по иным причинам оговорил осужденного  в совершении противоправных действий, по делу не усматривается.

Кроме того, ссылки в жалобах в подтверждение доводов на показания  свидетеля Т*** С.В. в той части, в которой они  не  отражены в протоколе судебного  заседания, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку  замечания на протокол были рассмотрены судом в  порядке,  установленном статьей 260 УПК РФ, и  мотивированным постановлением отклонены.

Оснований сомневается в   обоснованности принятого судом первой инстанции решения в этой части, судебная коллегия не усматривает.

 

Таким образом, судебная коллегия считает, что суд,  исследовав обстоятельства, подлежащие доказыванию, предусмотренные статьей 73 УПК РФ,  оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ и в соответствии со статьей 307 УПК РФ указал мотивы, по которым он в основу своих выводов положил одни доказательства и отверг другие.

Приговор постановлен на исследованных в судебном заседании доказательствах, являющихся относимыми и допустимыми, а их совокупность, вопреки доводам жалоб,   была достаточной для вынесения обвинительного приговора  Царегородцеву С.А.

Из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства, осужденному было предоставлено право довести свою позицию по всем возникающим вопросам.

Все  ходатайства сторон  судом были разрешены в установленном порядке,  все представленные  сторонами доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством.

 

Наказание осужденному Царегородцеву С.А., было назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им  преступления, его личности, обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствия обстоятельств отягчающих наказание.

С учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденного  возможно  только  в  условиях  изоляции  от  общества, и  назначил  ему  наказание в  виде  лишения  свободы. В  соответствии  с требованиями закона в приговоре приведены мотивы назначения осужденному наказания.

Суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к  Царегородцеву С.А. статей 73 и 64 УК РФ при назначении наказания.

В связи с этим судебная коллегия считает, что назначенное осужденному наказание является справедливым. Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного законов при назначении осужденному наказания судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено.

Вопреки доводам жалобы гражданские иски потерпевших о компенсации морального вреда судом разрешены правильно, исходя из принципов разумности и справедливости, нарушения закона при  этом допущено не было.

Нарушений уголовно – процессуального, уголовного законов, влекущих отмену или изменение приговора суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор  Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 октября  2011 года в отношении осужденного ЦАРЕГОРОДЦЕВА С*** А*** оставить без изменения, а кассационные жалобы адвоката Асафьевой Е.В. и осужденного Царегородцева С.А. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: