Судебный акт
Иск прокурора о возложении обязанности на администрацию МО по созданию официального сайта
Документ от 06.12.2011, опубликован на сайте 26.12.2011 под номером 29761, 2-я гражданская, о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Зеленцова И.А.                                                                       Дело № 33-4356/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              06 декабря 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей  Гурьяновой О.В.  и  Полуэктовой С.К. ,

при секретаре   Власовой М.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Николаевское городское  поселение», администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение», администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение»,  администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение»,  администрации муниципального образования «Дубровское сельское поселение»,  администрации муниципального  образования «Славкинское сельское поселение»,  администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», администрации  муниципального образования «Головинское  сельское поселение», администрации  муниципального образования «Поспеловское сельское   поселение» на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от         02 ноября 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение», администрацию  муниципального образования «Никулинское  сельское поселение»,  администрацию  муниципального образования «Канадейское  сельское поселение»,  администрацию  муниципального образования «Барановское  сельское поселение»,  администрацию  муниципального образования «Дубровское  сельское поселение»,  администрацию  муниципального образования «Славкинское   сельское поселение», администрацию муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Головинское   сельское поселение», администрацию  муниципального образования «Поспеловское сельское   поселение» в срок до 1 марта 2012 года

создать официальный сайт в сети Интернет,

утвердить перечень информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности администрации в соответствии со статьей 13 Федерального закона  от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и  органов местного самоуправления»,

разместить на официальном сайте  информацию  о деятельности  органа местного самоуправления  в соответствии с утвержденным  перечнем.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., заключение прокурора         Балашовой Н.Н., полагавшей  решение  суда  законным  и  обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с исками к администрации муниципального образования «Николаевское городское  поселение», администрации  муниципального образования «Никулинское  сельское поселение», администрации  муниципального образования «Канадейское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Барановское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Дубровское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Славкинское   сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», администрации  муниципального образования «Головинское   сельское поселение», администрации  муниципального образования «Поспеловское сельское   поселение» о возложении  обязанности  по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет,  размещении на официальном сайте  информации о деятельности органов  местного самоуправления в соответствии с утвержденным  перечнем.

В  обосновании  заявленных  требований  указал, что прокуратурой Николаевского  района была проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Николаевского района Ульяновской области. В результате проверки  было  установлено, что  в   нарушение  требований  действующего  законодательства, закрепляющего  право  граждан  и организаций   на  получение   от  органов  местного   самоуправления  информации, непосредственно  касающейся   прав  и  обязанностей  граждан и  организаций,  а  также информации  о  своей  деятельности,  администрация  указанных  поселений,  имея доступ к сети Интернет и возможность для размещения в сети информации, не обеспечила доступ пользователей информации к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, размещаемой в сети Интернет не утвержден, официальный сайт  указанных  муниципальных  образовании не создан. На официальном сайте администрации МО «Николаевский район» (электронный адрес: ***) информация о деятельности   указанных органов местного самоуправления, предусмотренная ФЗ РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», не размещается. 

Определениями Николаевского районного суда Ульяновской области от 06.10.2011 г. и от 21.10.2011 г. дела по искам прокурора  к указанным  выше  органам  местного  самоуправления   объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В ходе  рассмотрения  дела    прокурор   исковые требования  уточнил и  просил  обязать  каждого ответчика   в срок до 01.03.2012 г. создать официальный сайт в сети Интернет; утвердить перечень информации размещаемой в сети Интернет о деятельности администрации в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; разместить на официальном сайте информацию   о  деятельности  органа  местного самоуправления в  соответствии  с  утвержденным  перечнем. 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация МО «Николаевский район».

Рассмотрев  заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное  решение.

В кассационной жалобе ответчики просят решение  суда  отменить, как  постановленное  с  нарушением  норм  материального  права,  и  дело  направить на новое рассмотрение. Полагают, что ни одна норма  закона, на которые ссылается прокурор в своем исковом заявлении, не  указывает  на  прямую  обязанность  органов местного самоуправления создать официальный сайт.  Органы  местного  самоуправления обязаны  лишь  обеспечить   каждому  возможность   ознакомления   с  документами и  материалами, непосредственно   затрагивающими  его  права  и  свободы,  обеспечивать  доступ,  в  том  числе  и  с  использованием  информационно-телекоммуникационных  сетей, в  том  числе   сети Интернет,  к  информации  о  своей  деятельности нормативным  правовым  актам, затрагивающим  права, свободы  и  обязанности   человека и гражданина,  а  также  устанавливающим   правовое  положение   организаций и  полномочия государственных   органов, органов  местного  самоуправления. Указывают,   что  для  обеспечения доступа  граждан и организаций  к  информации, размещенной  в  сети  Интернет   в  форме  электронного  документа, органам  местного  самоуправления  не  требуется  создание   официальных  сайтов, так  как  электронный  документ   может  быть  создан  в  электронной  форме, закреплен  электронной  цифровой  подписью   и  направлен  заявителю  путем  электронного  документооборота. Не  оспаривают  того  факта, что все  поселения  Николаевского  района   располагают  возможностью  для  доступа к  сети Интернет, однако  в  бюджете  муниципального  образования  на  2011 г.,   а  также  в  проектах  бюджетов  поселений на  2012 г. не  предусмотрены  расходы  на создание   официальных  сайтов.

Кроме того, суд  не учел, что до 26.10.2011 г. информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования «Николаевский район», размещалась в сети Интернет на официальном сайте  %!http://nikolaevka.3dn.ru/!%, правовые акты размещаются на сайтах %!http://zakon.scli.ru!%, портал государственных услуг Ульяновской области на сайте %!http://gosuslugi.ulgov.ru!%.

Что касается опубликования нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, они публикуются в информационных бюллетенях поселений и в районной газете «Наш край».

26.10.2011 г.  на платформе и серверах ОГАУ «Электронный Ульяновск» был выделен новый сайт %!http://nikolaevka.ulregion.ru/!%, на котором в настоящее время ведется работа по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления поселений.

На период рассмотрения дела каждое поселение подготовило проекты постановлений администрации «Об утверждении перечня информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, размещаемой в сети Интернет» и направило на согласование в прокуратуру Николаевского района Ульяновской области. В настоящее время постановления утверждены в каждом поселении.

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  кассационной  жалобы, судебная  коллегия не  находит оснований  к  отмене   решения  суда.

В  соответствии  со  ст. 347  ГПК  РФ  судебная коллегия  проверяет законность  и  обоснованность решения  суда  первой инстанции  исходя  из  доводов, изложенных  в  кассационной  жалобе.

Согласно ч.2 ст. 24 Конституции  РФ органы  государственной  власти и  органы   местного  самоуправления, их должностные лица  обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с  документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ели  иное  не  предусмотрено  законом.

В соответствии с п. 2-5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.        Организация имеет право на получение от органов местного
самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и
обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с
взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой
организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные   органы  и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В  силу  ст. 6   указанного  закона одним  из  способов  обеспечения   доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (часть 1  статьи 10 ФЗ № 8-ФЗ)

Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой  в  сети «Интернет»,  утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7  статьи  14 Закона).

Из  материалов дела  следует,  что проверкой, проведенной прокуратурой Николаевского  района,  было  установлено, что   органами  местного  самоуправления  поселений, входящих в  Николаевский  район,  в  нарушений  требований   ст. 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления» официальные сайты в сети Интернет не  созданы, перечни информации, подлежащей размещению на официальном сайте в сети Интернет не  утверждены и, как  следствие  этого,  информация   о  деятельности   органов  местного  самоуправления   в  установленном  законом  порядке   не  размещена. 

В  ходе  судебного  разбирательства  представители ответчиков  указанные  обстоятельства  не  оспаривали,  ссылаясь  лишь   на отсутствие  у  них возможности   создания  официального  сайта.  При  этом  каждый  из  ответчиков  не  отрицал,  что органы  местного  самоуправления   поселений  имеют  доступ  к  сети  Интернет, невозможность  создания  сайтов  обусловлена  лишь  отсутствием  денежных средств. 

Правильно   истолковав  указанные выше  нормы  закона,  и признав несостоятельными  доводы  ответчиков,  суд  первой  инстанции  пришел  к  обоснованному  выводу  об  удовлетворении  заявленных истцом  требований.

Доводы  кассационной  жалобы  ответчиков  также выводов  суда  в  указанной  части  не  опровергают, а  поэтому  основанием  к  отмене  решения  суда  служить  не  могут.

Так,  ссылка  в  кассационной жалобе на  отсутствие  финансовых  средств  для  создания  официального  сайта и, как  следствие  этого  на возможность  размещать  указанную  информацию   на  официальном  сайте субъекта Российской федерации, либо на  официальном  сайте  муниципального  района, не  может  быть  принята  во  внимание.

Как  было  указано  выше, Федеральный закон от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления» установил обязанность органов власти размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет ( п. 2 ст. 6, ст. 10 Закона).

Исходя  из  системного толкования  норм  указанного  закона,  суд  пришел  к  правильному  выводу  о  том, что  только  в  случае   отсутствия  технической  возможности  по  созданию  официального  сайта,   органы  местного  самоуправления могут  размещать информацию  о  своей  деятельности на  официальном  сайте   субъекта Российской Федерации, в  границах  которого  находится муниципальное  образование,  или  на  официальном  сайте   муниципального  района (для  органов  местного  самоуправления поселений, входящих  в  муниципальный  район).

Толкование  закона, приведенное ответчиками  в кассационной  жалобе,  является  ошибочным.

Техническая  возможность   создания  официального  сайта  имеется  у  каждого органа  местного самоуправления поселений, входящих  в  Николаевский  район.

То  обстоятельство,  что  до 26.10.2011 г. информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования «Николаевский район», размещалась в сети Интернет на официальном сайте  %!http://nikolaevka.3dn.ru/!%,  правовые акты -  на сайтах %!http://zakon.scli.ru!%, портал государственных услуг Ульяновской области -  на сайте %!http://gosuslugi.ulgov.ru.!%, а в  настоящее время на платформе и серверах ОГАУ «Электронный Ульяновск» им выделен новый сайт %!http://nikolaevka.ulregion.ru/!%,   не  освобождает ответчиков от  обязанности   по  созданию  собственных  сайтов, как  это   предусмотрено нормами  указанного  выше закона.

Другие  доводы, изложенные  в  кассационной  жалобе, на  правильность  принятого  судом  решения  не  влияют,  а  поэтому  основанием  к  его  отмене  служить не  могут.

В  силу  изложенного  решение  суда   является  правильным  и отмене  по  доводам  кассационной  жалобы не  подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 02 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Николаевское городское  поселение», администрации  муниципального образования «Никулинское  сельское поселение», администрации  муниципального образования «Канадейское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Барановское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Дубровское  сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Славкинское   сельское поселение»,  администрации  муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», администрации  муниципального образования «Головинское   сельское поселение», администрации  муниципального образования «Поспеловское сельское   поселение» – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи