УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Кузнецова Э.Р. Дело №
33-4179/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 29
ноября 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Смышляевой
О.В. и Нефедова О.Н.,
при секретаре
Пелькине А.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора
Заволжского района г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 21 октября 2011 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах
Емельяновой З*** М*** к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая
компания Жилстройсервис» о признании незаконными действий по проведению
корректировки и выставлению к оплате сумм за водоотведение и холодное
водоснабжение, об обязании произвести жителям квартиры № *** дома № *** по
проспекту Л*** города Ульяновска корректировку платы за холодное водоснабжение
и водоотведение в установленном законом порядке, о возмещении путем перерасчета
в счет последующих коммунальных платежей платы, полученной в счет корректировки
платы за холодное водоснабжение и водоотведение, отказать.
Заслушав доклад
судьи Нефедова О.Н., объяснения прокуроров Сальникова А.А. и Сакун А.В.,
поддержавших доводы кассационного представления; Прохоровой Ю.В. и Загайновой
О.Ф., представляющих интересы ООО «УК Жилстройсервис», полагавших решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Заволжского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Емельяновой З.М. к
ООО «УК Жилстройсервис» о признании незаконными действий по проведению корректировки
и выставлению к оплате сумм за водоотведение и холодное водоснабжение; обязании
произвести данную корректировку в установленном законом порядке; возмещении
путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей платы, ранее
полученной в счет корректировки платы за холодное водоснабжение и
водоотведение.
Требования
мотивированы тем, что Емельянова З.М. является инвалидом II группы по общему
заболеванию, проживает в доме № *** по пр-ту Л*** в г. Ульяновске, находящемся
в управлении ООО «УК Жилстройсервис». В соответствии с п. 19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, корректировка размера платы за
коммунальные услуги может производиться 1 раз в квартал, а если это
предусмотрено договором – 1 раз в год. Вопреки данному предписанию
корректировка платы за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении
квартиры, где проживает Емельянова З.М., была произведена за октябрь и ноябрь
2010 года, а также за январь и февраль 2011. При этом способ расчета
корректировки противоречит установленному законом порядку, поскольку при
расчете была учтена только площадь помещений, в которых отсутствуют приборы
учеты, а не общая площадь всех помещений в многоквартирном доме. Кроме того,
вместо размера платы за потребленный в многоквартирном доме коммунальный
ресурс, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, был использован размер
платы на основании показаний общедомового прибора учета.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, общество с ограниченной
ответственностью «Региональный информационный центр» и, рассмотрев по существу
заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
В кассационном
представлении прокурор Заволжского района г. Ульяновска просит решение
отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает на
несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Не соглашается с выводами
суда об отсутствии доказательств неправомерного использования ответчиком при
проведении корректировки определенного на основании показаний общедомового
прибора учета размера платы. Обращает внимание, что в ответе на запрос
прокуратуры и в отзыве на исковое заявление ООО «УК Жилстройсервис» указывало
на использование при корректировке именно соответствующих данных. Обращает
внимание, что при расчете размера корректировки согласно указанной в подпункте 4
пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам
формуле должен учитываться размер платы за потребленный в многоквартирном доме
коммунальный ресурс, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным
путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Использование иных показателей является недопустимым.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной
инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационном
представлении.
Как следует из
материалов дела, Емельянова З.М., являющаяся инвалидом II группы, зарегистрирована и проживает по
месту жительства в принадлежащей ей квартире общей площадью 53 кв. м,
расположенной по адресу: г. Ульяновск, проспект Л***, д. ***, кв. ***. Вместе с
ней в указанном жилом помещении зарегистрирован его сособственник – М*** М.М.
На основании
договора от 01.03.2009 г., заключенного с Комитетом ЖКХ и энергетики мэрии
города Ульяновска, функции по управлению общим имуществом многоквартирного
дома, в котором находится принадлежащая Емельяновой З.М. и М*** М.М. квартира,
осуществляет ООО «УК Жилстройсервис».
В период с июня 2010
г. по май 2011 г. ответчиком в отношении квартиры №*** в доме № *** по
проспекту Л*** была произведена корректировка размера платы за холодное
водоснабжение и водоотведение по итогам I и IV
кварталов 2010 г. и I
квартала 2011 г.
Прокурор Заволжского
района г. Ульяновска в обоснование предъявленного в интересах Емельяновой З.М.
иска ссылается на проведение указанной корректировки с нарушением Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
Разрешая
предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для их
удовлетворения не имеется.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для
признания его неправильным отсутствуют.
Согласно ст. 156 ЖК
РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере,
обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в
соответствии с требованиями законодательства.
Статьей 157 ЖК РФ
установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из
объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов
учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,
утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими
организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157
ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 г. № 307
утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие
отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг,
устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок
контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения
размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их
отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных
услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную
продолжительность.
Пунктом 22 названных
Правил в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предусматривалось, что собственники
помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных
услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; при
оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета
и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы
за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном
индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19
данных Правил.
Согласно п. 19
исполнитель вправе производить 1 раз в квартал, а если это предусмотрено
договором – 1 раз в год, корректировку размера платы за коммунальные услуги
(холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и
электроснабжение) в соответствии с подпунктом 4
пункта 1 приложения № 2 к Правилам.
Поскольку, как
следует из представленных документов, дом № *** по проспекту Л*** в г.
Ульяновске оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, а в
квартире № *** в этом доме индивидуальный прибор учета не установлен,
заключение суда о праве ООО «УК Жилстройсервис» произвести соответствующую
корректировку размера платы является верным.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда относительно подтверждения ответчиком факта
проведения корректировки размера платы поквартально, что соответствует
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 Правилам.
Подпунктом 4 пункта
1 приложения № 2 к Правилам определен порядок корректировки – размер платы за
холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение
(руб.) 1 раз в квартал (если предусмотрено договором – 1 раз в год)
корректируется исполнителем по формуле:
,
где:
- размер
платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) коммунальный ресурс
(холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.),
определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
- общий
размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение,
электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом
доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
- общая
площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь
жилого дома (кв. м);
-
общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном
доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Ссылки в исковом
заявлении на использование ответчиком при корректировке не общей площади всех
помещений многоквартирного дома, а площади квартир без приборов учета,
опровергаются представленными расчетами. Согласно этим расчетам в качестве
значения использовалась величина абонируемой площади
20 049,58 кв. м, что соответствует указанной в договоре на управление,
содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома площади.
Доводы кассационного
представления об использовании в позиции величины, не предусмотренном приведенной
формулой, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании
закона.
В подпункте 4 пункта 1
Приложения № 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные
коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем,
дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в
соответствии с пунктом 1
статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое
абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное
не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указанная норма в соответствии со ст.548
ГК РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией,
газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или
иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный
ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен
быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544
ГК РФ в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей
организацией) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное
определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема)
коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации
не допускается.
Как следует из
заключенного 10.06.2009 г. между МУП «Ульяновскводоканал» и ООО «УК
Жилстройсервис» договора на отпуск и прием сточных вод, учет количества израсходованной
воды производится по показаниям средств измерений, установленных в соответствии
с технической документацией в местах, согласованных с МУП «Ульяновскводоканал»,
прошедших госпроверку и принятых в эксплуатацию.
Поскольку в силу
пунктов 19, 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам допускается
корректировка размера платы за коммунальные услуги при оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и
оборудовании отдельных помещений в нем индивидуальными приборами учета, в
качестве предусмотренного формулой размера платы за потребленный в
многоквартирном доме коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей
организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, может использоваться размер платы по данным общедомового
прибора учета.
В этом случае именно
приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества)
потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода
коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же
период по нормативам потребления и по индивидуальным приборам учета будет
являться той величиной, которая выпадает из оплаты проживающими в доме лицами и
нуждается в корректировке.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам кассационного представления не
подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2011 года оставить без изменения, а
кассационное представление прокурора Заволжского района г. Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи