Судебный акт
О перерасчете пенсии по потере кормильца
Документ от 22.11.2011, опубликован на сайте 13.12.2011 под номером 29453, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                                   Дело № 33-4151/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              22 ноября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я. и Казаковой М.В.,

при секретаре Споршеве А.Ю.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Топоркова А*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Топоркова А*** А*** удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Топоркова А*** А*** задолженность по пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 января 2004 года по 30 июня 2011 года в размере 59 069 рублей 14 копеек.

Обязать Военный Комиссариат Ульяновской области выплачивать    Топоркову А*** А*** с  01 июля  2011 года пенсию  по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии, установленного  в ч.1 ст.46 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и  их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в  размере 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения истца Топоркова А.А., представителя истца Топоркова А.А.- Мукасевой А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Топорков  А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с 01 марта 1995г. по настоящее время;  возложении на ответчика обязанности по выплате с 01 июля 2011г. пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст.45 Закона РФ от 12.01.1993 №4468-1.

Иск мотивировал тем, что является членом семьи погибшего военнослужащего  Т*** В соответствии со ст.5 Закона РФ «О ветеранах» погибший – сын истца является ветераном боевых действий, в связи с чем ему  была назначена пенсия по случаю потери кормильца с 01 января 1997 года, которую он получает  по настоящее время. Полагает, что как член семьи погибшего ветерана боевых действий имеет право на повышение пенсии. Однако на его обращение ответчик ответил отказом, мотивировав тем, что право на повышение пенсии имеет только сам ветеран боевых действий, а не члены его семьи. Истец полагал данный отказ незаконным.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Топорков А.А. не соглашается с решением суда, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.

Нарушение норм процессуального права выражается в том, что его исковое заявление рассмотрено в его отсутствие, хотя об этом он не просил суд. Не согласен с выводом суда о том, что  имеет право на увеличение размера пенсии только с 01.01.2004 года, а не с 01.03.1995 года. Его сын погиб при выполнении боевых задач на территории Чеченской республики. Закон от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ «О распространении действия закона "О допол­нительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон­фликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, кур­сантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших зада­чи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике» указывает: «Распро­странить на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, кур­сантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного кон­фликта в Чеченской Республике, действие Закона Российской Федерации "О допол­нительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон­фликтах". Полагал, что Закон от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и ком­пенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в редакции, дей­ствовавшей на момент назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца, при­равнивал участников вооруженного конфликта в Чеченской республике к участ­никам вооруженных конфликтов на территории иностранных государств, что да­вало  ему право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.«г» ст. 45 Закона № 4468-1. Полагает несостоятельным довод суда о том, что до 01 января 2004 г. к ветеранам боевых действий были отнесены только военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах на территории других государств. Кроме того, истец не согласен с расчетом суммы, взысканной в его пользу. На основании ст. 46 Закона № 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, прохо­дивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противо­пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ" надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмот­ренные данным Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пи. 1 п. 1 ст. 18 Зако­на «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и пересматривается одновре­менно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии. На настоящий момент размер социальной пенсии составляет  3178,54 рублей. Соответственно, надбавка составляет  1017,13 рублей (32% от 3178,54 рублей).  За период с 01.01.2004 по 31.07.2011 года истцу полагается к выплате: 1017,13 рублей х 7 лет 7 мес. = 92 558,83 рублей;  за период с 01.03.1995 года по 31.07.2011 года к выплате истцу полагается 1017,13 х 15 лет  + 1017,13 х 17 мес. = 200 374,61 рублей.

В возражениях на кассационную жалобу Военный комиссариат Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу истца – без удовлетворения.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно статье 3 ФЗ №5-ФЗ  перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

С 01.01.2004г. в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ «О ветеранах») внесены дополнения, согласно которым, к зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с декабря 1994г. по декабрь 1996г. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Т***. , погибший  23 февраля  1995 года  при выполнении боевого задания в Чеченской Республике, относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод суда о праве  истца  на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца постановлен с учетом подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Следовательно, право на данные выплаты возникло у истца Топоркова А.А.  с января 2004 года.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в данной части.

Доводы кассационной жалобы истца о не согласии с размером взысканной суммы за прошлое время являются необоснованными.

Предусмотренная статьей 45 Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия повышается пенсия ветеранам боевых действий на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. В этой редакции закон действовал до 01.01.2008г. В последующем на основании Федерального закона от 03.12.2007 №319-ФЗ пункт «г» ст.45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий – на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. Следовательно, размер доплаты в периоды невыплаты  был разный.

На 1 января 2004 года действовала следующая редакции части 1 ст.46 Закона, где указывалось, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Таким образом, минимальный размер пенсии по старости в сумме 185 рублей 32 копейки, согласно представленного расчета был проиндексирован на 1 января 2004 года и впоследствии индексировался в связи с указанной нормой.

С 1 января 2008 года изменился размер выплат и стал  определяться из 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона, предусматривающий, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается  в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

На момент рассмотрения дела редакция данной нормы была следующей - минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Таким образом, оснований у суда применения порядка индексации невыплаченных сумм путем взыскания суммы, установленной на сегодняшний день (1017 рублей 14 копеек) за прошлое время, не имелось.

В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно согласился с расчетом, представленным ответчиком, об индексации неполученных сумм истцом с учетом индекса роста потребительских цен.

Именно индекс роста потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и определяется в каждом субъекте Российской Федерации с целью отражения реального уровня инфляции в данном субъекте.

Рассчитанная таким образом индексация, компенсирует убытки, связанные с обесцениванием покупательской способности неполученных истцом сумм.

С доводами кассационной жалобы о ненадлежащем извещении истца Топоркова А.А. о месте и времени рассмотрения дела судебная коллегия не может согласиться  в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Из материалов дела следует, что  первоначально  судебное заседание судом назначалось  на 15 августа 2011 года на 10 часов 00 минут, о чем истец Топорков  А.А. был извещен заказным почтовым отправлением, которое им было получено 08 августа 2011 года (л.д.л.д.21,22,23).

Ввиду неявки истца в судебное заседание  оно было отложено на 31 августа 2011 года на 09 часов 30 минут,  о чем истец также был извещен заказным почтовым отправлением, которое ему было вручено заблаговременно  работниками почтового отделения 25 августа 2011 года. Об отложении  дела ввиду наличия на то уважительных причин истец Топорков А.А. суд не просил, соответствующих доказательств об уважительности его неявки суду не представлял.

При таких обстоятельствах судом правомерно рассмотрено дело по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом изложенного решение суда по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

 

В силу изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Топоркова А*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи