Судебный акт
Спор о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконными действиями следственных органов
Документ от 13.09.2011, опубликован на сайте 29.09.2011 под номером 28139, 2-я гражданская, взыскание денежной компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                   Дело № 33-3180/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           13 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.

при секретаре     Пелькине А.Е.                  

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шарапова С.А. на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Шарапова С*** А*** к старшему следователю следственного отдела по Засвияжскому району г. Ульяновска  Кузовенкову М*** С***, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании денежной компенсации морального вреда и материального ущерба отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шарапов С.А. обратился в суд с иском к старшему следователю следственного отдела по Засвияжскому району г. Ульяновска Следственного комитета по Ульяновской области Кузовенкову М.С. о возмещении материального и морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 03.05.2011 действия следователя Кузовенкова М.С. признаны незаконными и нарушающими его (истца) конституционные права. В связи с незаконными действиями Кузовенкова М.С. ему причинен моральный вред, у него расстроилась психика, и он был вынужден обращаться в ФКУ *** за медицинской помощью к врачу-психиатру, а также проходил курс лечения у психолога по специальным программам. Незаконные действия следователя Кузовенкова М.С. повлекли для него необходимость вести  переписку и тратить личные средства на приобретение конвертов и бумаги, что свидетельствует о причинении ему материального ущерба.

В связи с изложенным, истец просил взыскать со следователя Кузовенкова М.С. 100 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Управление Следственного комитета РФ по Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Шарапов С.А. просит решение суда отменить, как незаконное, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом указывает, что суд в нарушение процессуального закона не запросил из спецотдела доказательства причинения ему материального ущерба, несмотря на то,  что сам он истребовать данные доказательства не в состоянии. Судом необоснованно не принято во внимание ухудшение состояния его здоровья. Между нарушениями, допущенными следователем Кузовенковым М.С., и ухудшением состояния его психического здоровья имеется прямая причинно-следственная связь. В соответствии со ст.ст. 151, 1069 ГК РФ любые незаконные действия должностных лиц влекут обязанность по возмещению морального вреда. Более того, после вынесения судебных решений Кузовенков М.С. вновь продолжает свои незаконные действия, чем продолжает причинять ему нравственные страдания.

Истец Шарапов С.А. отбывает наказание в местах лишения свободы, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители ответчиков в заседание суда кассационной инстанции не явились, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела, об уважительности причин отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23.07.2010 Шарапов С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. *** ст. ***  УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.  

26.03.2010 Шарапов С.А. обратился в следственный отдел по Засвияжскому району г. Ульяновска СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту противоправных действий в отношении него сотрудников милиции в ходе расследования уголовного дела.

По результатам проверки данного сообщения следователями следственного отдела по Засвияжскому району г. Ульяновска (в том числе, и следователем Кузовенковым М.С.) в период с 26.03.2010 по 17.04.2011 неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись заместителем прокурора Засвияжского района г. Ульяновска с возвращением материала для дополнительной проверки.

Постановлением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 03.05.2011 действия старшего следователя следственного отдела по Засвияжскому району г. Ульяновска следственного управления Следственного  комитета по Ульяновской области Кузовенкова М.С. по материалу проверки по сообщению о неправомерных действиях сотрудников милиции в отношении Шарапова С.А. за № *** были признаны необоснованными и незаконными; в соответствии с ч. 7 ст. 148 УПК РФ на старшего следователя следственного отдела по Засвияжскому району г. Ульяновска следственного управления Следственного комитета по Ульяновской области Кузовенкова М.С. была возложена обязанность устранить допущенные нарушения.

Заявляя требование о возмещении материального и морального вреда, Шарапов С.А. сослался на то обстоятельство, что незаконность действий следователя повлекла возникновение у него убытков в виде почтовых расходов и причинение вреда его здоровью.

Статьей 1070 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда за счет казны, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в случаях, если вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший указанных последствий, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.

Общими условиями возникновения обязанности по возмещению вреда в соответствии с указанной нормой являются: наличие вреда, неправомерность действий причинителя, юридически значимая причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. Отсутствие одного из данных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении вреда.

Статья 151 ГК РФ предусматривает возможность возложения на причинителя вреда обязанности по компенсации морального вреда в случае, если моральный вред (физические или нравственные страдания) причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

К перечню нематериальных благ, подлежащих защите, статья 150 ГК РФ относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Поскольку в ходе рассмотрения дела суд не получил доказательств, что действия следователя Кузовенкова М.С. повлекли нарушение личных неимущественных прав истца Шарапова С.А., а также причинили ему какой-либо материальный ущерб, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

По смыслу приведенных выше норм гражданского законодательства установление факта совершения незаконных действий (бездействия) органом власти или должностным лицом само по себе не влечет принятия решения о возмещении вреда в отсутствие доказательств, подтверждающих возникновение такого вреда у потерпевшего, и причинно-следственную связь между действием (бездействием) и возникновением вреда.

Поэтому то обстоятельство, что Шарапов С.А. в период отбывания наказания обращался за оказанием ему медицинской и психологической помощи, не является основанием для взыскания ему компенсации морального вреда за счет казны, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что данные обращения явились следствием действий следователя Кузовенкова М.С.

Не могут расцениваться в качестве материального ущерба, причиненного действиями следователя Кузовенкова М.С., также расходы, понесенные истцом на почтовую переписку с государственными органами по поводу его несогласия с постановленным в отношении него приговором.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шарапова С.А. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: