Судебный акт
Постановка на учет скотомогильников
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 27.09.2011 под номером 28078, 2-я гражданская, об обязании принять меры по постановке на учет недвижимого имущества бесхозного недвижимого имущества, обустройстве скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                       Дело № 33-3151/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             06 сентября 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е., 

при секретаре  Апариной К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда                       г. Ульяновска от 29 июля 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объектов государственной собственности субъекта РФ-Ульяновской области следующего недвижимого имущества – скотомогильники, расположенные в Чердаклинском районе Ульяновской области, а именно:

- два скотомогильника (ям Беккари) на территории с. С*** и с.А*** МО «Бряндинское сельское поселение»,

- четыре скотомогильника (ям Беккари) на территории с.П***, с.У***, с.А***, с.Т*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Т*** МО «Калмаюрское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на территории п.К*** и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.К*** МО «Красноярское сельское поселение»,

- два скотомогильника (ям Беккари) на территории с.Е***, р.п. Ч*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Е*** МО «Чердаклинское городское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) и один сибиреязвенный скотомогильник в п.О***,

- три скотомогильника (ям Беккари) на территории с.С***, на расстоянии около 4 км от с.Н***, на расстоянии около 1 км от с.С*** и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.С*** МО «Белоярское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 0,5 км от с.Н*** МО «Богдашкинское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 1,3 км от с.О*** МО «Озерское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) в с.К*** МО «Крестово-Городищенское сельское поселение».

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Правительству Ульяновской области об обустройстве скотомогильников – отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Правительству Ульяновской области о  возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество – скотомогильники, расположенные в Чердаклинском районе Ульяновской области, а именно: два скотомогильника (ям Беккари) на территории с. С*** и с.А*** МО «Бряндинское сельское поселение», четыре скотомогильника (ям Беккари) на территории с.П***, с.У***, с.А***, с.Т*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Т*** МО «Калмаюрское сельское поселение», один скотомогильник (яма Беккари) на территории п.Колхозный и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.К*** МО «Красноярское сельское поселение», два скотомогильника (ям Беккари) на территории с.Е***, р.п. Ч*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Е*** МО «Чердаклинское городское поселение», один скотомогильник (яма Беккари) и один сибиреязвенный скотомогильник в п.О***, три скотомогильника (ям Беккари) на территории с.С***, на расстоянии около 4 км от с.Н***, на расстоянии около 1 км от с.С*** и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.С*** МО «Белоярское сельское поселение», один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 0,5 км от с.Н*** МО «Богдашкинское сельское поселение», один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 1,3 км от с.О*** МО «Озёрское сельское поселение», один скотомогильник (яма Беккари) в с.К*** МО «Крестово-Городищенское сельское поселение», а также обязании ответчика обустроить в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил все вышеуказанные скотомогильники (ямы Беккари) кроме сибиреязвенных скотомогильников.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение положений ст. 225 ГК РФ решением суда на них была возложена обязанность по принятию мер по постановке на учёт бесхозяйного имущества – скотомогильников. В силу вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, законом чётко определён специальный субъект – муниципальный орган, обладающим правом обращения с названными требованиями.

Также полагает, что в нарушение абз. 2 п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности» на них была возложена обязанность по обустройству скотомогильника. В силу вышеуказанной статьи объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. В Приложениях 1-3 скотомогильники не указаны, соответственно они относятся к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, до передачи скотомогильников в собственность субъекта Российской Федерации – Ульяновской области они не обязаны заниматься их обустройством. Полагает, что спорные объекты должны находиться в федеральной собственности.

Указывает, что в противоречие п. 2 ст. 13 ГПК РФ суд не принял во внимание состоявшиеся решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2008года об обязании администраций сельских и городских поселений, на чьих территориях расположены указанные скотомогильники,  принять меры к постановке их на учёт, и обустройстве спорных объектов. 

В связи с неявкой 3-х лиц, представителей ТУ РОсимущества в Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Ульяновской области, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что на территории Чердаклинского района Ульяновской области имеются скотомогильники (ямы Беккари) и 5 сибиреязвенных скотомогильников, а именно:

- два скотомогильника (ям Беккари) на территории с. С*** и с.А*** МО «Бряндинское сельское поселение»,

- четыре скотомогильника (ям Беккари) на территории с.П***, с.У***, с.А***, с.Т*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Т*** МО «Калмаюрское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на территории п.К*** и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.К*** МО «Красноярское сельское поселение»,

- два скотомогильника (ям Беккари) на территории с.Е***, р.п. Ч*** и один сибиреязвенный скотомогильник в с.Е*** МО «Чердаклинское городское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) и один сибиреязвенный скотомогильник в п.О***,

- три скотомогильника (ям Беккари) на территории с.С***, на расстоянии около 4 км от с.Новый Белый Яр, на расстоянии около 1 км от с.С*** и один сибиреязвенный скотомогильник на расстоянии около 1 км от с.Суходол МО «Белоярское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 0,5 км от с.Н*** МО «Богдашкинское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) на расстоянии около 1,3 км от с.О*** МО «Озерское сельское поселение»,

- один скотомогильник (яма Беккари) в с.К*** МО «Крестово-Городищенское сельское поселение».

Ранее на территории вышеуказанных муниципальных образований Чердаклинского района существовали колхозы, которые впоследствии были ликвидированы.

Согласно актам обследования от 26.05.2011г. и 31.05.2011г., составленным главным государственным ветеринарным инспектором по Чердаклинскому и Старомайнскому району, прокуратурой Чердаклинского района и ОГУ «Чердаклинская районная станция по борьбе с болезнями животных» все пять сибиреязвенных скотомогильника, расположенных в с.К***, с.С***,  с.Е***, с.Т***, п.О*** соответствуют ветеринарно-санитарным правилам, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

Судом установлено, что в отношении всех остальных скотомогильников (ям Беккари), указанных в иске прокурора, 15.03.2011г. главным государственным ветеринарным инспектором по Чердаклинскому и Старомайнскому району Ульяновской области вынесены решения о запрещении эксплуатации скотомогильников, на основании Закона РФ «О ветеринарии», Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и акта межведомственной комиссии по проведению инвентаризации мест утилизации биологических отходов на территории муниципальных образований Чердаклинского района.

На основании указанных решений главного государственного ветеринарного инспектора по всем скотомогильникам (ямам Беккари) до 01.07.2011г. проведены мероприятия по их закрытию, что подтверждается представленными в материалы дела актами обследования биотермических ям в муниципальных образованиях Чердаклинского района за подписью главного государственного ветеринарного инспектора по Чердаклинскому и Старомайнскому району Ульяновской области, представителя Управления Роспотребнадзора в г.Димитровграде и по Чердаклинскому району, представителя муниципальных образований района, начальником ОГУ «Чердаклинская районная станция по борьбе с болезнями животных».

Данных о том, что существующие в настоящее время в Чердаклинском районе СПК и иные сельхозпроизводители, на чьих территориях находятся некоторые скотомогильники (ямы Беккари), наделялись имуществом, являющимся федеральной собственностью, суду не представлено. На балансе муниципальных образований Чердаклинского района указанные скотомогильники не числятся.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области вышеуказанные скотомогильники в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Реестре объектов государственной собственности Ульяновской области отсутствуют.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

При таких обстоятельствах, выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников отвечают требованиям вышеприведенного законодательства, а доводы кассационной жалобы в этой части обоснованными признать нельзя.

Доводы жалобы о том, что спорный объект должен находиться в федеральной собственности, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения они повлечь не могут.

Ссылка в кассационной жалобе на состоявшиеся решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2008года об обязании администраций сельских и городских поселений, на чьих территориях расположены указанные скотомогильники,  принять меры к постановке их на учёт, и обустройстве спорных объектов, судебной коллегией отклоняется, поскольку данные решения по настоящему делу не имеют преюдициального значения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи