Судебный акт
Оспаривание размера пенсии военным пенсионером
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 14.09.2011 под номером 27999, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет пенсии,взыскании суммы недополученной пенсии,компенсации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                   Дело № 33-3154/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          06 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Швыткина С*** А *** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Швыткина Святослава Алексеевича удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Швыткина С*** А*** сумму недоплаты индексации за период с января 1995 г. по февраль 1998 г. в размере 1 695 руб. 22 коп.

В удовлетворении исковых требований об обязании Военного комиссариата Ульяновской области произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995 г. по 01.03.1998 г. исходя из максимального должностного оклада по должности старшего преподавателя, увеличенного на 25 % с 01.01.1995 г., возмещении ущерба в виде недополученной пенсии в размере 104 382 руб., взыскании компенсации Швыткину С*** А*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Швыткина С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Швыткин С.А. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии.

Требования мотивировал тем, что является пенсионером Министерства обороны России с 19 ноября 1988 г. С военной службы был уволен с должности старшего преподавателя с тарификацией по 12 разряду, в звании подполковника. Установленный ему тарифный разряд в должности «старший преподаватель» был занижен, а оклад по должности не соответствует определенному законом размеру, так как меньше оклада по должности «преподаватель».

Постановлением Правительства РФ № 1349 от 07.12.1994 г. министру обороны РФ было предоставлено право увеличить военнослужащим должностные оклады на 25 %. Приказом министра обороны РФ № 20 от 10.01.1995 г. должностные оклады военнослужащим были повышены на 25% с 01.01.1995 г. При этом военным пенсионерам пенсии не повышались, хотя статьями 43, 49, 55, 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что при повышении военнослужащим должностного оклада, входящего в денежное довольствие, одновременно производится и перерасчет пенсий с учетом повышения должностных окладов лицам, ранее уволенным в запас или отставку и получившим право на получение пенсии. Сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или повышающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким- либо сроком.

В этой связи Швыткин С.А. просил обязать Военный комиссариат Ульяновской области произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995 г. по 01.03.1998 г. исходя из максимального оклада по должности «старший преподаватель», увеличенного на 25 % с 01.01.1995 г., взыскать недополученную пенсию в сумме 104 382 руб. за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г.

 

Рассмотрев по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Швыткин С.А. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Не соглашается с выводами суда о том, что Положение о денежном довольствии военнослужащих советской армии и военно-морского флота, введенное в действие с 01.01.1979 г. приказом Министра обороны СССР № 075 от 1978 года, подлежит применению в отношении пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указывает на неправильное применение судом Постановления Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» в части установления размеров ежемесячных надбавок за выслугу лет.

Истец также указывает, что действующим законодательством не предусмотрено исчисление для выплаты соответствующей надбавки выслуги лет со дня подписания приказа о присвоении первого офицерского звания. Полагает неправильным расчет индексации недополученной за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. в связи с увеличением на 25 % должностных окладов пенсии, начиная с 1998 года, без определения ежемесячной задолженности.

 

Военный комиссариат Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска о перерасчете пенсии, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Швыткина С.А., не установлено.

Данный вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основан на правильном применении судом норм материального права.

Доводы жалобы в соответствии со статьей 362 ГПК РФ не могут повлечь отмену решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что истец уволен с военной службы с должности «старший преподаватель цикла тактики и боевого применения средств РКО войсковой части 03060», исключен из списков войсковой части с 18 ноября 1988 г. В расчетной книжке истца на день увольнения значится, что ему выплачивался ежемесячно должностной оклад в сумме 190 руб., оклад по званию – 160 руб.

Доводы истца относительно увеличения процентной надбавки за выслугу лет до 40 % за прошлый период не основаны на законе. При увольнении Швыткина С.А. на пенсию процентная надбавка за выслугу лет была установлена в соответствии с правилами, регламентированными Положением о денежном довольствии военнослужащих советской армии и военно-морского флота, введенным в действие с 01.01.1979 г. приказом Министра обороны СССР № 075 от 1978 года. Расчетная книжка была выдана истцу на руки и затем сдана им в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства.

В соответствии со ст. ст. 100 и 101 указанного Положения процентная надбавка выплачивалась офицерам за выслугу лет на должностях офицерского состава и исчислялась со дня подписания приказа о присвоении первого офицерского звания.

Постановлением Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 г. размер процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим был установлен в соответствии с Приложением № 8, и составлял при выслуге от 15 до 20 лет 30 %. На момент увольнения выслуга лет истца на офицерской должности составляла 19 лет 4 месяца 21 день, что соответствует процентной надбавке за выслугу лет в размере 30 %, поскольку на тот момент действовал приказ Министра обороны СССР № 075 от 1978 года.

Ссылка в жалобе на Закон РФ «О статусе военнослужащих», как предусматривающий включение в выслугу лет курсантской службы, не обоснованна. Статья 12 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» предусматривала, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного должностного оклада, оклада по воинской должности, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. При этом размеры окладов, надбавок и выплат определялись Правительством РФ по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

Из смысла Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» следует, что данный акт давал определение военнослужащих по их категориям, статусу (положению), периодам военной службы, обязанностям, ответственности и, в зависимости от этого, конкретизировал размер надбавок и выплат.

Данные нормативные правовые акты не предусматривали включение в выслугу лет для установления надбавок периодов срочной и приравненной к ней военной службы.

Постановлением Правительства РФ № 524 от 14.07.2000 г. были утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В силу п.п. 1 и 2 Правил в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба в Вооруженных Силах СССР.

Таким образом, выплачиваемая истцу в период до 01 декабря 2000 г. процентная надбавка 30 % была установлена в соответствии с действовавшим в то время законодательством, размер ее соответствовал размеру, установленному Приложением № 8 к Постановлению Совета Министров – Правительства РФ №65от 27.01.1993 г.

Поскольку суд пришел к выводу о правомерности установления истцу в спорный период процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 %, оснований для перерасчета денежных сумм, полученных истцом в период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г., у суда не имелось.

 

Доводы истца о несогласии с установлением тарифного разряда с 01 июля 2002 года были предметом судебного разбирательства и обоснованно признаны несостоятельными.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных в этой части требований, суд правильно исходил из того, что ответчик в установленном законом порядке произвел тарификацию занимаемой истцом нетиповой воинской должности, в связи с чем размер выплачиваемой истцу пенсии обоснованно был установлен в соответствии с той должностью, которую он занимал перед увольнением с военной службы.

Как указывалось выше, истец был уволен с должности «старший преподаватель цикла тактики и боевого применения средств РКО войсковой части 03060». Согласно расчетной книжке, должностной оклад истца на день увольнения из Вооруженных Сил СССР составлял 190 руб., что соответствовало 12 тарифному разряду.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» и Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» Правительством Российской Федерации принято постановление от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».

Указанным постановлением Правительства РФ с 1 июля 2002 года введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и поручено Министру обороны РФ применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Поскольку пунктом «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с данным Законом, пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением, то с указанной даты все ранее назначенные пенсии подлежали пересмотру.

С 1 июля 2002 года занимавшейся истцом на момент увольнения должности соответствует 21 тарифный разряд, в связи с чем Швыткину С.А. был произведен перерасчет пенсии из нового тарифного разряда.

 

Требования истца в части увеличения должностного оклада за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. рассмотрены судом первой инстанции правильно.

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 августа 2006 г. на Военный комиссариат Ульяновской области была возложена обязанность произвести перерасчет пенсий лицам, получавшим пенсию из числа пенсионеров Министерства обороны РФ в период с 01 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г., в связи с увеличением на 25 % оклада по должности. Указанное решение суда исполнено – истцу выплачено 18 498 руб. 58 коп., однако при расчете индексации ответчиком были применены все индексы инфляции, в том числе составляющие менее единицы.

Расчет недополученной истцом индексации в связи с применением при начислении понижающих индексов инфляции судом произведен правильно.

Поскольку все перерасчеты пенсии, увеличение ее размера производились истцу в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований Швыткина С.А. в остальной части у суда не имелось.

Доводы кассационной жалобы истца аналогичны его исковым требованиям, были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты, как не основанные на законе.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Швыткина С*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи