УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Атаманова
Т.П.
Дело № 33-2946/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
23 августа
2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Бабойдо И.А. и
Костюниной Н.В.,
при секретаре
Пелькине А.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата
Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 19 июля 2011 года, по
которому постановлено:
Признать незаконным
решение призывной комиссии Муниципального образования "Город
Димитровград" Ульяновской области от 25 мая 2011 года об
определении категории годности Силантьева А*** С*** к военной службе
и призыве на военную службу.
Обязать призывную
комиссию Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской
области устранить нарушение прав Силантьева А*** С***, приняв решение о
признании его ограниченно годным к военной службе и освобождении его от призыва
на военную службу.
Взыскать с Военного
комиссариата Ульяновской области за счет
средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности
призывной комиссии, в пользу Силантьева А*** С*** оплату производства
экспертизы в сумме 17 700 рублей.
Заслушав доклад
судьи Бабойдо И.А., объяснения Силантьева А.С., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Силантьев А.С.
обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии МО «Город Димитровград»
Ульяновской области от 25 мая 2011 года
о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями,
ссылаясь на то, что в мае 2010 года в результате *** у него обнаружилось ***. При ходьбе у него возникают сильные
боли, отсутствует чувствительность в 4,5 пальцах левой ноги. Ранее ему была
предоставлена отсрочка от призыва на
военную службу до осени 2010 года. Впоследствии
он был направлен военным комиссариатом
г.Димитровграда в Ульяновскую областную клиническую больницу на
медицинское освидетельствование, где заключением от 19.10.2010г. подтвердилось
наличие у него сросшегося перелома ***, *** болевой синдром.
В мае 2011 года при
обследовании по месту жительства в поликлинике ОАО ДААЗ ему был установлен диагноз: *** ***,
нарушение функций ходьбы левой ноги.
На основании данного
заключения призывная комиссия
муниципального образования «Город Димитровград» вынесла решение от
25.05.2011 г. о его призыве на военную службу, как годного с незначительными ограничениями. С решением призывной комиссии
он не согласен, поэтому просил признать его незаконным, обязать призывную
комиссию принять решение об освобождении
его от призыва на военную службу, признав ограниченно годным к военной службе.
Суд привлек к
участию в деле призывную комиссию
муниципального образования «Город Димитровград», военный комиссариат
Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе Военный комиссариат Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда в
части взыскания с них судебных расходов, просит в этой части решение отменить как вынесенное с нарушением норм
материального и процессуального права. Указывает, что Правилами, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 704 «О порядке компенсации
расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не
предусмотрено, что в названный перечень расходов входит компенсация расходов,
связанных с ответственностью за незаконные решения призывных комиссий.
Обращает внимание на
то, что в Приказе Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года за №190н «Об
утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации» так же отсутствует ссылка на возможность компенсации расходов,
связанных с ответственностью за незаконные решения призывных комиссий. Ссылаясь
на п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике
рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих», полагает, что судебные расходы могут быть взысканы только с Правительства Ульяновской
области, поскольку контроль за деятельностью призывных комиссий, в силу п.3
Постановления Губернатора Ульяновской области №28 от 30.03.2011г. «О создании
призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области», возлагается на Правительство Ульяновской области. Суд, не
установив никакой вины военного комиссариата, тем не менее, взыскал с него
судебные расходы как с виновной стороны.
В возражениях на
кассационную жалобу Силантьев А.С. просит решение суда оставить без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Военного
комиссариата Ульяновской области, призывной комиссии МО «Город
Димитровград», извещенных о времени и
месте рассмотрения дела по жалобе.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 347 ГПК
РФ суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда
первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Обжалуемым решением
признано незаконным решение призывной комиссии Муниципального образования
"Город Димитровград" Ульяновской области от 25 мая 2011 года об
определении категории годности Силантьева А.С. к военной службе и призыве на военную службу. На призывную
комиссию Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской
области возложена обязанность устранить нарушение прав Силантьева А.С. и
принять решение о признании его ограниченно годным к военной службе с
освобождением его от призыва на военную службу.
Решение суда в
указанной части никем не обжалуется.
В соответствии со
ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает
с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением
случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела
следует, что в ходе его рассмотрения дела Силантьев А.С. понес расходы по
оплате производства судебно-медицинской экспертизы в сумме 17 700 рублей,
что подтверждается имеющимися в деле платежными документами (л.д. 71,72,73).
Взыскивая с Военного
комиссариата Ульяновской области за счет средств федерального бюджета,
предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии, в пользу
Силантьева А.С. указанные судебные расходы, судом требования процессуального
законодательства были применены правильно.
Доводы, приведенные
Военным комиссариатом Ульяновской области в кассационной жалобе, нельзя
признать состоятельными, повлечь отмену решения суда они не могут.
В соответствии с п.
6 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан при призыве на
военную службу осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 утверждены Правила компенсации
расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с
реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в
которых определено, что Министерство обороны РФ является государственным
заказчиком мероприятий, связанных с организацией и проведением призыва граждан
Российской Федерации на военную службу.
В соответствии с
положениями названных Правил (в ред. от 17.12.2010) расходы, связанные с
медицинским освидетельствованием граждан в связи с призывом на военную службу,
возмещаются через военные комиссариаты за счет средств федерального бюджета,
предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ.
Поскольку решение призывной комиссии МО «Город
Димитровград» от 25.05.2011 г. в отношении Силантьева А.С., 17.01.1992 г.р., в
части признания его годным с незначительными ограничениями (категория «***») к
военной службе признано незаконным, расходы по оплате судебно-медицинской
экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела, подлежат возмещению за счет
средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование медицинского
освидетельствования призывников, и подлежат взысканию с Военного комиссариата
Ульяновской области.
То обстоятельство,
что в приведенном выше Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, а
также упомянутом в кассационной жалобе приказе Министерства финансов РФ от
28.12.2010 № 190н отсутствует указание на компенсацию за счет средств
федерального бюджета расходов по проведению судебно-медицинских экспертиз в
рамках рассмотрения споров, касающихся призыва на военную службу, не
свидетельствует о невозможности взыскания таких расходов, если их взыскание
предусмотрено нормами процессуального законодательства.
Оснований для
возложения обязанности по оплате судебно-медицинской экспертизы на
Правительство Ульяновской области не имеется, поскольку, как указано выше,
средства федерального бюджета, предназначенные для финансового обеспечения
медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу,
находятся в распоряжении Министерства обороны РФ и военных комиссариатов в
субъектах Российской Федерации.
Данный вывод суда не
противоречит разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих», поскольку в силу ст.ст. 26-28 Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе» организация призыва на военную службу лежит на
военных комиссариатах, призывная комиссия осуществляет свою деятельность при
непосредственном участии должностных лиц военных комиссариатов и под их
контролем.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы оно не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 июля 2011 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи