Судебный акт
О назначении пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью
Документ от 09.08.2011, опубликован на сайте 23.08.2011 под номером 27620, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении в трудовой стаж периодов работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Даминова В.Л.                                                               Дело № 33-2769/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             09 августа 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Молотковой Ф*** Н*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске       зачесть в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Молотковой Ф*** Н*** периоды работы в должности музыкального работника и воспитателя детского комбината совхоза «Б***»  с   16.07.1984 года  по 10.11.1989 года (5 лет 3 месяца 25 дней) и с 01.01.1992 года по 28.02.1992 года (2 месяца), и назначить Молотковой Ф*** Н*** трудовую пенсию по старости с 10 января 2011 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Молотковой Ф.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия             

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Молоткова Ф.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г.Новоульяновске об обязании включить в специальный стаж периоды работы в качестве музыкального  работника и воспитателя и назначить ей досрочную трудовую пенсию. В обоснование иска указала, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске от 17.03.2011 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине  отсутствия необходимого специального стажа, в который пенсионный орган не засчитал периоды ее работы с 16.07.1984 по 31.12.1989 и с 01.01.1992 по 28.02.1992 в должности музыкального работника. Мотивом принятия такого решения послужило то обстоятельство, что истицей не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Полагая решение ответчика необоснованным, просила суд обязать УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске включить в ее специальный стаж спорные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Рассмотрев данный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске Молотковой Ф.Н. отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на допущенные судом существенные нарушения норм материального права. Ссылаясь на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, и на представленные истицей в обоснование своих требований доказательства, автор жалобы указывает, что в спорные периоды истица работала музыкальным руководителем на 0,5 ставки и норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, ею не выработана. Кроме этого, ответчик не соглашается с определенной судом датой назначения досрочной пенсии истице. Указывает в этой связи, что правовых оснований для назначения Молотковой Ф.Н. льготной пенсии с 10.01.2011 у суда не имелось.   

В возражении на кассационную жалобу Молоткова Ф.Н. просит оставить состоявшееся решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. 

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Списком от 22 сентября 1999 г. была предусмотрена должность "музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 1 ноября 1999 г., стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

 

Постановлением Минтруда России от 23.06.2003 г. № 39 установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», которое предусмотрено в Списке.

Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) предусматривает, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Пунктом 5 Правил  предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Из трудовой книжки истицы следует, что она с 16.07.1984 года по  28.02.1992 года   работала музыкальным  работником, с 01.03.1992 г. по 01.09.1997 г.  -  воспитателем детского комбината совхоза «Б***».

23.12.2010 года  истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении   трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, имеющему льготный трудовой стаж 25 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске от 17.03.2011 г. истице отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого   стажа педагогической работы. При этом ответчиком    включен в  педагогический стаж   период работы в должности  воспитателя детского комбината совхоза «Б***»  с 01.01.1990 г. по 31.12.1991 года  и с 01.03.1992 г. по 29.09.1994 г.  Всего педагогический стаж истицы, как следует из протокола комиссии, составляет 19 лет 5 месяцев 19 дней с учетом включения периода работы в других учреждениях для детей.   Истице отказано включить в  педагогический стаж период работы  в должности  музыкального работника с 16.07.1984 года по 31.12.1989 года  и с 01.01.1992 года по 28.02.1992 года по причине  не выработанной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в вышеуказанные периоды истица суммарно вырабатывала норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, что даетоснование для включения данного периода в специальный стаж.

Согласно штатному расписанию на 1985 и 1987 годы  ставка заработной платы  музыкального работника составляла  80 рублей (0,5 ставки – 40 рублей), ставка  воспитателя со средним специальным образованием при стаже до 5 лет- 85 рублей.

В штатном расписании Молоткова Ф.Н. значилась музыкальным работником, принятым   на  0,5 ставки  заработной платы. По штатному расписанию на 1990 год   -  воспитателем со ставкой 140 рублей.

Из архивной справки о заработной плате Молотковой Ф.Н. за период с 1984 г. по 1992 год и  расчетно-платежных  ведомостей на выплату заработной платы за тот же период следует,  что   истице при поступлении на работу  начислялась и выплачивалась заработная плата из расчета 40 рублей за 0,5 ставки музыкального работника и 85 рублей за ставку воспитателя. Расчетно-платежные  ведомости на выплату заработной платы также содержат сведения о количестве отработанных человеко-дней и человеко-часов, из которых следует, что истица в спорный  период  работала  воспитателем  не менее 6 часов в день, соответственно  не менее 36 часов  в неделю, кроме  того  не менее 3 часов в день   музыкальным работником.  С сентября 1986  года Молоткова Ф.Н.  значится в ведомостях на выплату заработной платы  в должности  воспитателя.  В приказе о предоставлении отпуска по уходу за ребенком от  06.07.1988 г.  также указано, что отпуск предоставляется воспитателю Молотковой Ф.Н.

Таким образом, факт выполнения истицей в указанный   период нормы рабочего времени, установленной Постановлением Правительства РФ    за ставку заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений - 36 часов в неделю,   музыкальных руководителей - 24 часа,  получил подтверждение исследованными судом первой инстанции доказательствами.  

Правильно судом включены в специальный стаж периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком (с января 1985 года до августа 1985,    05.07. 1988 года  до 10.11.1989 года).

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года,  то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно с введением частично оплачиваемого отпуска работающим женщинам предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.

Постановлением Верховного Совета СССР от 10.04.1990 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми установлено, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 677, принятым 22.08.1989, предусмотрено увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Исходя из смысла вышеприведенных норм закона, ст.167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а с 01.12.1989 года  до достижения   трехлетнего возраста подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также специальный стаж работы по специальности.

Вывод суда, что в специальный стаж Молотковой Ф.Н. подлежат включению периоды работы в детском комбинате совхоза «Б***»  в должностях музыкального работника  и воспитателя    с 16.07.1984 по 10.11.1989 г. (5 лет 3 месяца 25 дней) и с 01.01.1992 г. по 28.02.1992 г. (2 месяца), всего 5 лет 5 месяцев 25 дней является обоснованным.

Но учитывая, что истица на момент обращения к ответчику не имела необходимый 25-летний специальный стаж, но с учетом того, что она продолжала осуществлять педагогическую деятельность, суд обоснованно назначил истице пенсию с момента возникновения права с 10 января 2011 года.

Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства, им в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи