УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Миллер
О.В.
Дело № 12 - 152
2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 22 июля 2011 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
с участием прокурора
Сакуна А.В.
рассмотрел в
открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной
ответственностью «Симбирский взлет - НЕВ» на постановление Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 05 июля 2011 года, которым суд постановил:
Признать общество с
ограниченной ответственностью «Симбирский взлет - НЕВ» виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, и
назначить наказание в виде административного приостановления деятельности
общества с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет - НЕВ» по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов на земельном участке площадью
20577, 3 кв.м., расположенном в г. Ульяновске, в Заволжском районе, 400 метров
юго-восточнее очистных сооружений, сроком на 60 суток.
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой
Заволжского района г. Ульяновска совместно с Управлением федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской
области в мае 2011 года проведена проверка соблюдения норм экологического
законодательства при осуществлении деятельности обществом с ограниченной
ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» (далее по тексту ООО «СВ-НЕВ») по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов на земельном участке, расположенном по адресу: г.Ульяновск, Заволжский
район, 400 метров юго-восточнее очистных сооружений.
В ходе проверки
установлено, что ООО «СВ-НЕВ» осуществляет свою деятельность с нарушением
требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и
содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно:
- в нарушение п. 5.4
СанПин не реже одного раза в смену отходы, задерживаемые на ограждениях, не
собираются, не размещаются на поверхности рабочей карты и не уплотняются сверху
изолирующим слоем грунта;
- в нарушение п. 5.1
СанПин в срок не позднее 3 суток не
осуществляется промежуточная изоляция уплотнительного слоя ТБО;
- в нарушение п. 5.6
СанПин с периодичностью один раз в десять дней не производится осмотр территории
санитарно-защитной зоны и тщательная уборка прилегающей территории в радиусе
500 метров;
- в нарушение п. 6.5
СанПин не разработана программа производственного контроля за соблюдением
санитарно-эпидемиологического законодательства;
- в нарушение п. 6.8
и п. 6.9 СанПин ежеквартально не производится анализ атмосферного воздуха над
отработанными участками и на границе санитарно-защитной зоны, не проводится
контроль за качеством почвы.
Факт нарушений
зафиксирован в справке старшего специалиста Управления федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ульяновской
области.
По результатам
проверки прокурором Заволжского района г. Ульяновска 02 июня 2011 года вынесено
постановление о возбуждении в отношении ООО «СВ-НЕВ» дела об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст.
23.1 КоАП РФ дело передано на рассмотрение в Заволжский районный суд.
Рассмотрев дело об
административном правонарушении, судья Заволжского районного суда г. Ульяновска
вынес указанное выше постановление.
Не соглашаясь с
постановлением судьи, в жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, ООО
«СВ-НЕВ» указывает, что при проведении проверки были нарушены права
юридического лица, поскольку проверка проводилась одновременно несколькими
контролирующими организациями, что является нарушением п.5 ст.3 ФЗ № 294-ФЗ от
26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля».
Находит
несостоятельной ссылку суда в постановлении на нарушение обществом требований
санитарного и экологического законодательства.
Полагает, что
выявленные в ходе проверки нарушения СанПин 2.1.7.1038-01 не создают угрозу
экологии, жизни и здоровью граждан.
Кроме того,
ссылается на суровость назначенного обществу наказания в виде приостановления
деятельности.
Изучив доводы
жалобы, исследовав представленные материалы, выслушав Зобова П.В.,
представляющего интересы ООО «СВ-НЕВ» и поддержавшего доводы жалобы, а также
выслушав прокурора, полагавшего, что жалоба удовлетворению не подлежит, прихожу
к следующему.
В соответствии со
ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических
требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании,
транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и
потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного
штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей
или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11
Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» предусмотрено, что индивидуальные
предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические,
санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 51
Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы,
которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться
законодательством РФ.
Аналогичные
требования содержится в статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом,
объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области
охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате
обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области
обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Состав
правонарушения считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на
любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Из материалов дела
следует, что ООО «СВ-НЕВ» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет
лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно
распоряжения от 21 ноября 2008 года № 1817-р и.о. Министра государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области ООО «СВ-НЕВ» в аренду
предоставлен земельный участок до 08 февраля 2012года площадью 20577,3 кв.м.,
расположенный в г. Ульяновске, в Заволжском районе, 400 метров юго-восточнее
очистных сооружений для завершения строительства первой очереди линии по
переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению.
Установлено, что
свою деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,
размещению опасных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: г.
Ульяновск, Заволжский район, 400 метров юго-восточнее очистных сооружений ООО
«СВ-НЕВ» осуществляет с нарушением требований СанПин 2.1.7.1038-01
«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых
бытовых отходов», которые определяют, что регулярно, не реже одного раза в
смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, должны собираться и
размещаться по поверхности рабочей карты, уплотняться сверху изолирующим слоем
грунта (п. 5.4); в срок не позднее 3
суток должна осуществляться промежуточная изоляция уплотнительного слоя ТБО (п.
5.1); с периодичностью один раз в десять дней должен производиться осмотр
территории санитарно-защитной зоны и тщательная уборка прилегающей территории в
радиусе 500 метров (п. 5.6); владельцем полигона должна разрабатываться
программа (план) производственного контроля полигона ТБО в соответствии с
санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением
санитарно-эпидемиологических требований, (п. 6.5); должен производиться
ежеквартальный анализ атмосферного воздуха над отработанными участками и на
границе санитарно-защитной зоны, а также контроль за качеством почвы (п. 6.8 и
6.9).
Указанное
обстоятельство ООО «СВ-НЕВ» не оспаривается, и подтверждается собранными по
делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном
правонарушении (л.д. 3-4), справкой Управления Роспотребнадзора в прокуратуру
Заволжского района о выявленных в ходе проверки нарушениях норм экологического
законодательства (л.д. 35-36), объяснениями директора ООО «СВ-НЕВ» Н*** Е.В. от
02 июня 2011 года (л.д. 6-7), а также его пояснениями данными в ходе судебного
заседания 28 июня 2011 года, оцененными районным судьей Заволжского районного
суда в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное,
районный суд сделал правильный вывод о том, что состав административного
правонарушения, предусмотренный статьёй 8.2 КоАП РФ, устанавливающий
ответственность за несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,
использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с
отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в действиях
ООО «СВ-НЕВ» имеется, и обоснованно привлек общество к административной
ответственности за указанное правонарушение.
Административное
наказание назначено обществу в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с
требованиями ст. 3.12 КоАП РФ, с учетом количества выявленных нарушений и их
характера, а также того обстоятельства, что полигон фактически находиться в
черте населенного пункта (г. Ульяновска), суд обоснованно назначил наказание в
виде административного приостановления деятельности, поскольку согласно статье
1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе санитарных
требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых, создает
угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и
распространения заболеваний.
Несостоятельной
является и ссылка автора жалобы на нарушение при требований п.5 ст.3 ФЗ №
294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля», поскольку в отношении ООО «СВ-НЕВ» прокуратурой
Заволжского района г. Ульяновска с привлечением специалистов Управления
федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области была проведена одна прокурорская проверка.
Доводы представителя
ООО «СВ-НЕВ» о том, что на сегодняшний день все выявленные нарушения уже
устранены, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверных
доказательств в подтверждение этих доводов в распоряжение суда не представлено.
Учитывая изложенное,
оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 июля 2011 оставить без
изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет
- НЕВ» - без удовлетворения.
Судья