УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тихонова
О.П.
Дело № 33-2473/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
19
июля 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Костенко А.П. и
Маслюкова П.А.
при секретаре Гайнулине Р.Р.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска на
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2011 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
Самсоновой С*** А*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Самсоновой С*** А***
в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи
лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:
- с 18.05.1982 по
15.09.1982 (заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района Ульяновской области) -
в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы в сельской местности;
- с 06.10.1992 по
19.07.1994 (время нахождения в отпуске по уходу за ребенком).
Признать за
Самсоновой С*** А*** право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 18 ноября
2010 г., т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Самсоновой С***
А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной и иной деятельностью
по охране здоровья населения.
Заслушав доклад
председательствующего, объяснения Самсоновой С.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Самсонова С.А.
обратилась в суд иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному
учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в
специальный стаж и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по
старости.
В обоснование
заявленных требований указала, что 18.11.2010 обратилась к ответчику с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с
подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения. На дату обращения ее специальный стаж составил
31 год 1 месяц 21 день. Однако решением
комиссии № *** от 18.03.2011 в назначении пенсии ей отказано, т.к. в
специальный стаж в нарушение закона не были засчитаны следующие периоды: с
18.05.1982 по 10.07.1983, с 01.12.1983 по 24.12.1983 (1 год 2 мес. 17 дн.) -
нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы в
фельдшерско-акушерском пункте Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района,
а также с 06.10.1992 по 19.07.1994 (1 год 9 мес. 14 дней) - период нахождения в
отпуске по уходу за детьми в период работы в Гарнизонном военном госпитале.
Уточнив исковые
требования в ходе рассмотрения дела, истица просила обязать ответчика включить
ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периоды работы: с
18.05.1982 по 15.09.1982 - в должности заведующей фельдшерско-акушерским
пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района Ульяновской области в
льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы в сельской местности; с
06.10.1992 по 19.07.1994 - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента
обращения за назначением пенсии - 18.11.2010, обязав ответчика назначить ей
такую пенсию.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление ПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска не соглашается с
решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и отказать
в удовлетворении иска. При этом указывает, что период работы с 18.05.1982 по
15.09.1982 не мог быть включен в специальный стаж в льготном исчислении,
поскольку в этот период истица находилась на больничных листах, а в
соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от
11.07.2002 № 516, льготное исчисление стажа применяется лишь в отношении
периодов работы, а не какой-либо другой деятельности.
В соответствии с
разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 3757/24-11 в
стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах
засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет. Данное положение действовало до внесения изменений в
КЗоТ РФ 06.10.1992, поэтому включение отпуска по уходу за ребенком в
специальный стаж за пределами названной даты противоречит закону. Данный вывод
подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в
Определении от 20.11.2008 № 869-О-О.
В возражениях на
кассационную жалобу Самсонова С.А. полагает решение суда первой инстанции
законным и обоснованным и просит оставить кассационную жалобу без
удовлетворения.
В заседание суда
кассационной инстанции представитель УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска
не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения
дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил. При таких
обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность
и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе и возражениях на нее.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости
назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Закона
предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) утверждены Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта
1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До принятия
указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от
22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет».
Из материалов дела
следует, что Самсонова С.А. 18.11.2010 обратилась в Управление ПФР в
Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию,
предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», ссылаясь на наличие у нее 30-летнего стажа работы в
учреждениях здравоохранения.
Решением Управления
ПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска от 18.11.2011 от *** установлена
продолжительность специального стажа Самсоновой С.А. - 27 лет 10 месяцев. При
этом в специальный стаж Самсоновой С.А. не включены периоды: с 18.05.1982 по
15.09.1982 – работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ
с. В*** Сенгилеевского района Ульяновской области (в связи с нахождением в
дородовом и послеродовом отпусках); с также с 06.10.1992 по 19.07.1994 – работы
старшей медсестрой в Гарнизонном военном госпитале (в связи с нахождением в
отпуске по уходу за детьми). При этом время работы в указанных учреждениях на
указанных должностях за пределами названных периодов в соответствии с
названными выше Списками зачтено в специальный стаж работы Самсоновой С.А., в
том числе работа в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом
Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района в 1982-1983 гг. – в льготном
исчислении как один год работы за 1 год и 3 месяца.
Поскольку действия
ответчика по отказу во включении в специальный стаж работы для назначения
досрочной трудовой пенсии по старости периодов временной нетрудоспособности
истцы и периода нахождения ее в отпуске по уходу за детьми до достижения ими
возраста 3-х лет противоречат действующему законодательству, суд обоснованно
удовлетворил заявленные Самсоновой С.А. исковые требования и обязал ответчика
включить в специальный стаж работы истицы указанные периоды (в том числе,
период 18.05.1982 по 15.09.1982 – в льготном исчислении) и с учетом наличия у
истицы 30-летнего специального стажа – назначить ей досрочную трудовую пенсию
по старости с момента обращения – 18.11.2010.
Доводы, приведенные
Управлением Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска в
кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права
и не могут повлечь отмену решения суда.
Из пункта 5 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьями 27
и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв.
Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 18.06.2007))
следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному
социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды
ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При этом по смыслу
приведенного пункта Правил указанные периоды засчитываются в специальный стаж в
том же порядке (календарном или льготном), в каком засчитываются периоды
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим
детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения
заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении
продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989
года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения
заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех
лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный
стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по
вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была
изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и
дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом
законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим
Законом.
Удовлетворяя заявление Самсоновой С.А. в
части включения в специальный стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за
детьми до 3-х лет суд правильно исходил из того, что до введения в действие
Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс
законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение
указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости.
При этом, учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст.
15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу
предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того,
чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах
предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что
приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться
властями и будет реализовано, суд обоснованно включил период нахождения
Самсоновой С.А. в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет
с 06.10.1992 по 19.07.1994 в ее специальный стаж. В соответствии с действующим
в тот период законодательством Самсонова С.А., уходя в отпуск по уходу за
детьми до достижения ими возраста 3-х лет, рассчитывала на включение данного
периода в специальный стаж, в чем ей в настоящее время, даже несмотря на
изменение законодательства с 06.10.1992, не может быть отказано.
Ссылка в
кассационной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 №
869-О-О не может быть принята во внимание, поскольку в названном судебном
постановлении разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного
разбирательства.
В силу
изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: