Судебный акт
суд кассационной инстанции изменил приговор вследствие неправильной юридической оуенки действий осужденного по части 1 статьи 105 УК РФ, переквалифицровав его действия на часть 4 статьи 111 УК РФ и смягчив назначенное накзаание
Документ от 29.06.2011, опубликован на сайте 22.07.2011 под номером 26488, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: с ИЗМЕНЕНИЕМ квалификации со СНИЖЕНИЕМ наказания

                           

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  ***                                                              Дело № 22-2132/2011  

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              29 июня  2011 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бешановой С.Н.,

судей Шибковой И.В., Терентьевой Н.А.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Ярынкина А.В.  и кассационное представление прокурора Абдульмянова Р.Ш.   на приговор Барышского городского суда Ульяновской области от 12 мая  2011   года, которым

 

ЯРЫНКИН А*** В***,  ***  ранее не  судимый,

 

о с у ж д е н    по   части 1 статьи 105  УК РФ  к 9 годам  6 месяцам лишения свободы с  отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

Срок наказания  исчислен с 05 февраля  2011 года. 

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Шибковой И.В., выступления осужденного Ярынкина А.В. и адвоката Петровой О.С., поддержавших  доводы кассационной жалобы, прокурора Горшкова А.М.,  полагавшего  приговор районного суда отменить по доводам кассационного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приговором  суда Ярынкин А.В.   признан виновным в умышленном причинен смерти другому человеку.

 

В кассационной жалобе осужденный Ярынкин А.В., не соглашаясь с состоявшимся судебным решением, указывает на отсутствие у него умысла на причинение смерти потерпевшему. Излагая свою версию произошедшего, утверждает, что в момент нанесения потерпевшему  удара ножом он находился в состоянии обороны, поскольку К*** Г.Н. первым ударил его кулаком руки в грудь и пытался нанести еще один удар. При этом обращает внимание, что потерпевший после того, как ему было причинено ножевое ранение, самостоятельно надел свою обувь и ушел из его дома.  Сведения, изложенные  в явке с повинной,  он  не подтверждает, поскольку  они были написаны им под диктовку сотрудников полиции в результате применения в отношении него недозволенных методов ведения следствия. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение  либо изменить состоявшееся судебное решение, переквалифицировать  его действия и смягчить наказание, приняв во внимание, что ранее он не судим, в  содеянном  раскаялся.

 

В кассационном представлении прокурор Барышского района  Ульяновской области Абдульмянов Р.Ш., считая  приговор районного суда в отношении  Ярынкина А.В. незаконным и подлежащим отмене, указывает на нарушение требований уголовно-процессуального закона, допущенное судом при постановление приговора.

 

Проверив  материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав  выступления осужденного Ярынкина А.В. и адвоката Петровой О.С., поддержавших  доводы жалобы  в полном объеме,   и  прокурора Горшкова А.М., возражавшего против удовлетворения жалобы и обосновавшую ее несостоятельность, просившего отменить приговор суда по доводам, изложенным в кассационном представлении,  судебная коллегия считает приговор  суда подлежащим изменению.

 

Судом установлено, что  Ярынкин А.В. в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений с К*** Г.Н., умышленно, с целью его убийства, вооружившись  ножом, нанес ему  клинком ножа один удар в область груди справа, причинив своими действиями телесные повреждения в виде проникающего слепого колото-резаного ранения передней поверхности груди, проникающего в правую плевральную полость, с повреждением пристеночной плевры, верхней доли правого легкого, клетчатки переднего средостения, передней стенки околосердечной сорочки, передне-боковой стенки правого предсердия, начинающееся от входящей колото резаной раны передней поверхности груди справа и осложнившееся развитием внутреннего кровотечения в правую плевральную полость и околосердечную сорочку, что привело к развитию тампонады сердца, которое квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения.           От полученных телесных повреждений наступила смерть К*** Г.Н.

 

Вывод суда о том, что именно Ярынкин А.В. умышленно нанес К*** Г.Н. удар ножом в грудь,  вследствие которого последний получил проникающее слепое колото-резаное ранение передней поверхности груди, квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и явившееся причиной смерти, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре доказательств - показаниях самого Ярынкина А.В. в ходе предварительного расследования, С*** Н.М., К*** Е.С., А*** С.В., Ю*** А.Г., эксперта С*** И.А., заключениях судебных медицинских и других экспертиз.

 

Так, из явки с повинной и показаний Ярынкина А.В., данных им в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемого и обвиняемого, следует, что  04 февраля 2011 года, находясь в своей квартире *** дома 21 по ул.Ломоносова в г.Барыш, в ходе ссоры нанес своему знакомому К*** Г.Н., удар ножом в область груди. Сразу после этого К*** Г.Н. оделся и вышел из его квартиры, а он лег спать.

 

В ходе проведения проверки показаний на месте Ярынкин А.В.  показал  механизм и локализацию этого удара, продемонстрировал, куда он положил нож, которым был нанесен удар.

 

Согласно показаниям свидетелей А*** С.В. и  Ю*** А.Г., Ярынкин А.В. добровольно, без какого-либо воздействия с их стороны написал явку с повинной и дал показания об обстоятельствах нанесения им ранения К*** Г.Н.

 

При таких обстоятельствах суд, проверив полученные при производстве предварительного расследования показания Ярынкина А.В., вопреки занятой им в судебном заседании позиции, обоснованно признал их допустимыми доказательствами, поскольку они получены в полном соответствии с уголовно-процессуальным законом. При выполнении в процессе предварительного расследования всех следственных действий с его участием ему разъяснялись процессуальные права, а также право, предусмотренное статьей 51 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в проведении следственных действий с ним принимал участие его защитник, что исключает возможность какого-либо воздействия на осужденного.

 

Кроме того, признательные в ходе следствия показания Ярынкина А.В. объективно подтверждаются  совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе показаниями потерпевшей, свидетелей, протоколами следственных действий и заключениями экспертиз.

 

Как следует из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшей К*** Н.С., труп  ее мужа был обнаружен на ул.Ломоносова, неподалеку от дома 21, где, как ей стало известно от сотрудников милиции ему и было нанесено ножевое ранение.

 

Согласно показаниям свидетеля К*** Е.С.,  04 февраля 2011 года, днем,  она видела, как по ул.Ломоносова  по направлению от жилых домов шел, шатаясь, мужчина,  который, пройдя несколько метров  упал, а вскоре к нему подъехал автомобиль  «скорой медицинской помощи».

 

Согласно данным протокола  осмотра места происшествия, труп К*** Г.Н.  был обнаружен в десяти метрах от дома 21 по ул. Ломоносова в г.Барыше Ульяновской области.

 

Согласно заключениям судебно-медицинских экспертов причиной смерти К*** Г.Н. явилось квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни  проникающее слепое колото-резаное ранение передней поверхности груди, проникающее в правую плевральную полость, с повреждением пристеночной плевры, верхней доли правого легкого, клетчатки переднего средостения, передней стенки околосердечной сорочки, передне-боковой стенки правого предсердия, начинающееся от входящей колото резаной раны передней поверхности груди справа и осложнившееся развитием внутреннего кровотечения в правую плевральную полость и околосердечную сорочку, что привело к развитию тампонады сердца.

 

При этом, согласно заключению судебной медицинской экспертизы, возможно причинение ранения К*** Г.Н. при обстоятельствах, изложенных Ярынкиным А.В. в ходе предварительного расследования.

 

Характерные признаки  ножа, изъятого с кухонного стола при осмотре квартиры 1 дома 21 по ул.Ломоносова в г.Барыш, в совокупности с выявленными на боковых поверхностях клинка ножа следами крови, принадлежность которой К*** Г.Н. не исключается, позволили экспертам при проведении судебно-медицинской и медико-криминалистической экспертиз с большой доли вероятности сделать вывод о причинении К*** Г.Н. колото-резного ранения именно этим ножом.  

 

Наличие на изъятых у Ярынкина А.В. в ходе выемки  спортивных брюках  пятен крови,  происхождение крови в которых  от К*** Г.Н. не исключается, также объективно подтверждает причастность Ярынкина А.В. к смерти К*** Г.Н.

 

Таким образом, заключениями целого ряда судебных экспертиз подтверждается объективность и достоверность показаний Ярынкина А.В. в ходе предварительного расследования относительно локализации нанесенного им К*** Г.Н. ножом удара  – левой рукой в правую сторону груди, относительно направленности удара, количества травматических воздействий и способе нанесения -  один удар ножом, имеющим односторонний клинок, относительно временного  промежутка когда  было получено ранение.

 

Оснований сомневаться в объективности экспертов, правильности сделанных ими выводов, по мнению судебной коллегии, не усматривается.

 

Оценив исследованные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что показания осужденного, вышеуказанных свидетелей являются достоверными, согласующимися между собой и с другими исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами, указывающими на причастность Ярынкина А.В. к нанесению телесных повреждений К*** Г.Н., повлекших смерть последнего.

 

При этом  суд правильно, вопреки доводам стороны защиты,  не нашел оснований для квалификации действий Ярынкина А.В. как совершенных в состоянии необходимой обороны или с превышением ее пределов, так как нанесение им удара ножом в грудную клетку К*** Г.Н. явно не вызывалось реальной обстановкой, поскольку никаких действий, свидетельствовавших бы о посягательстве К*** Г.Н. на его жизнь и здоровье, последний не совершал, необходимости в нанесении ему удара ножом не имелось.

 

В тоже время, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимание доводы осужденного о неверной  квалификации его действий судом.

 

Так, судом действия Ярынкина А.В. квалифицированы по части 1 статьи 105 УК РФ  как убийство, то есть, умышленное причинение смерти другому человеку.  Как указано в приговоре, удар ножом Ярынкин А.В. нанес К*** Г.Н. в область груди справа,  в ходе ссоры из личных неприязненных отношений, реализуя свой умысел именно на убийство К*** Г.Н.

 

Однако, делая вывод о квалификации действий Ярынкина А.В. как убийства, суд исходил только лишь из факта  нанесения одного удара ножом в область груди, при этом, не дав оценки другим исследованным доказательствам, чем нарушил положения пункта 2 статьи 307  УПК РФ.

 

Между тем  показания подсудимого Ярынкина А.В. о том, что умысла на лишение К*** Г.Н. жизни он не имел, К*** Г.Н. после полученного ножевого ранения  беспрепятственно покинул его квартиру, догнать его и нанести еще удары ножом он ему не пытался, а положив нож, ушел спать, объективно подтверждаются  не только отсутствием на теле К*** Г.Н. иных телесных повреждений, нанесенных колюще-режущим предметом, но и  показаниями Киселевой Е.С., из которых также следует вывод, что К*** Г.Н., пока он двигался к проезжей части от жилых домов, никто не преследовал.

 

Фактически после нанесенного удара ножом  Ярынкин А.В. нож положил, каких-либо действий, направленных на лишение жизни потерпевшего больше не предпринимал, хотя имел такую возможность, дал возможность К*** Г.Н. беспрепятственно уйти из его дома.

 

Суд  не привел в приговоре каких-либо данных, опровергающих  довод  Ярынкина А.В. о  том,  что  он не предвидел возможность смерти К*** Г.Н.

 

Других  данных, позволяющих утверждать, что умысел осужденного был  направлен именно на причинение смерти потерпевшему, в приговоре   не приведено.

 

С учетом изложенных обстоятельств дела, принимая во внимание, что Федеральным законом РФ от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» в часть четвертую статьи 111 УК РФ внесены изменения, связанные с исключением из ее санкции нижнего предела наказания в виде лишения свободы, судебная коллегия считает, что действия  осужденного следует переквалифицировать с части 1 статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ (в редакции Федерального закона  от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ), то есть, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

 

При назначении наказания судебная коллегия исходит из требований статей 6, 43, 60, 62  УК РФ, учитывает общественную опасность содеянного, данные о личности виновного и обстоятельства, влияющие на наказание, установленные судом первой инстанции.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Барышского городского  суда  Ульяновской области    от  12 мая 2011 года в отношении Ярынкина А*** В***  изменить, переквалифицировать  действия осужденного  с части 1 статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ), по которой назначить  наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

В остальном этот приговор  оставить без изменения, а кассационную жалобу и кассационное представление - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: