УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Калашникова
Е.В.
Дело № 33-2268/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 июня 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Акимовой С*** Н*** на
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2011 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Акимовой
С*** Н*** к Областному государственному
образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, – специальный (коррекционный) детский дом для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении с 01.01.2009 надбавок: за работу в
специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного
оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж
работы) в размере - 20% от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному
окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для
работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа, персональной
надбавки в размере 1000 руб. с их последующей выплаты, взыскании задолженности по заработной плате в
размере 86 872,50 руб., компенсации морального вреда в размере 5000 руб. - отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Акимова С.Н. обратилась в суд с иском к Областному
государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, – специального (коррекционного) детского
дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» (далее по
тексту – ОГОУ СКДД «Дом
детства») об установлении надбавок, о взыскании задолженности по заработной
плате, компенсации морального вреда,
указав следующее. Требования мотивированы тем, что в ОГОУ СКДД «Дом детства» она работает в должности
главной медицинской сестры. Непрерывный стаж в данном учреждении составляет 17
лет 5 месяцев.
До 2009 ей производили выплату
следующих надбавок: за работу в специализированном (коррекционном) учреждении -
25%, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) - 30%, за работу с
детьми-сиротами - 20%, за повышенную эмоциональную нагрузку (с 01.01.2008 по
31.12.2008) в размере 1000 руб.. В настоящее время указанные надбавки не
производятся. С января 2009 ее
заработная плата складывается из следующих начислений: оклад по часам -
3900 руб., надбавка за работу с детьми-сиротами
(20%) - 1170 руб., К1 сложность работы
(0,3) – 1170 руб., К4 уровень квалификации (0,2) – 780 руб. Ссылаясь на
нормативные акты Правительства Ульяновской области, регулирующие вопросы оплаты
труда работников областных государственных учреждений, просила обязать работодателя ей с 01.01.2009 следующие
надбавки к заработной плате: за работу в
специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного
оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от
должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу
с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка
и группах в домах ребенка общего тип; персональную надбавку в размере 1000 руб.
к заработной плате с их последующей выплатой; взыскать с ОГОУ СКДД «Дом
детства» в ее пользу задолженность по
заработной плате с 01.01.2009 в размере 86 872,50 руб. и компенсацию
морального вреда в размере
5 000 руб.
Рассмотрев
данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Акимова С.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд не проверил
характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009 года, то есть
входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с переходом на новую
систему оплаты труда, в том числе коэффициент специфики 0,15 к должностному
окладу и 20% - за тип и вид учреждения. Суд пришел к неправильному выводу о
том, что ей ежемесячно начисляется компенсационная выплата за тип и вид
учреждения в размере 20%, поскольку в расчетных листах данная надбавка указана
как выплата за работу с детьми-сиротами. Данные надбавки являются выплатами
разного характера, поэтому подлежат
суммированию. Кроме того, считает незаконным отказ в установлении ее
персональной надбавки к заработной плате в размере 1000 руб., так как за время работы ни взысканий, ни наказаний не
имеет. После изменения системы оплаты труда размер ее заработной платы
уменьшился, что недопустимо по действующему законодательству.
В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит
оставить решение суда без изменения.
От сторон поступили
заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что Акимова С.Н. работает
в должности главной медицинской сестры.
19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства
переименован в областное государственное
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства»).
ОГОУ СКДД «Дом детства» является
областным государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – специальным (коррекционным) детским домом
для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет лицензию на
осуществление медицинской деятельности.
В связи с переходом с 01.01.2009 года
на новую систему оплаты труда размер заработной платы истицы изменился, с чем
она не согласна. Полагала, что в
ее заработок работодатель незаконно перестал
включать надбавку за работу в специальном (коррекционном) «Доме
детства» в размере 20% от должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж
работы) - 20% от должностного
оклада, коэффициент специфики 0,15 к
должностному окладу - за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями
труда для работников дома ребенка, коэффициент 0,3 к должностному окладу за
работу с ВИЧ-инфицированными, а также персональную надбавку в размере 1000 руб.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований истицы, не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации
заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с
действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты
труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и
надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, системы доплат и надбавок
стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.144
Трудового кодекса Российской Федерации
системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда)
работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации
устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Заработная плата
работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже
установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих
профессиональных квалификационных групп.
Оплата труда работников областных
государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской
области от 02.02.2005 №004-ЗО «Об оплате
труда работников областных государственных учреждений», Постановлением Правительства Ульяновской области от
29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников
государственных учреждений» (далее – Постановление № 8/203-П), Постановлением
Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 года № 353-П «О введении отраслевой
системы оплаты труда работников областных государственных образовательных
учреждений Ульяновской области» (далее – Положение № 353-П), Постановлением
Правительства Ульяновской области от
20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты
труда работников областных государственных учреждений здравоохранения
Ульяновской области» (далее – Положение
№ 435-П).
В силу п. 2.2 Постановления № 8/203-П заработная плата работников областного
государственного учреждения включает в себя
оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты
стимулирующего характера.
Согласно п.
4.2 того же постановления к выплатам
компенсационного характера относятся:
доплаты, связанные
с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);
доплаты за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной
квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в
ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);
надбавки
(доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных
категорий работников.
Виды выплат
стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами ОГУ с
учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа
работников в пределах средств,
направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных
внебюджетных фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.
Согласно п.1.3 Положения № 353-П оплата труда
медицинских работников образовательных
учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда,
установленным для аналогичных категорий работников.
Иные компенсационные надбавки медицинским
работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных
условиях труда в учреждениях здравоохранения.
На основании вышеуказанных нормативных актом
приказом директора ОГОУ СКДД «Дом
детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников
областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, – специального (коррекционного)
детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства»,
согласно которому базовый оклад медсестры установлен по профессиональной
квалификационной группе соответствующей отрасли и на момент рассмотрения спора
составлял 3900 руб.
Пунктом 3.1 Положения ОГОУ СКДД «Дом детства»
медицинским работникам установлена доплата компенсационного характера за тип и вид учреждения в размере 20%.
Выплаты стимулирующего характера, в силу п.4.1 - 4.3 Положения, устанавливаются
руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в
пределах средств, направленных на оплату труда.
Из представленных ответчиком документов следует, что с
момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной
оклад с учетом повышающих коэффициентов (К1-30% и К4-20%) и компенсационная
выплата за тип и вид учреждения в размере 20%, а с февраля 2011 года доплата стимулирующего характера - 10%
за непрерывный стаж работы.
Иных доплат компенсационного и стимулирующего
характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является
нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты
труда медицинских работников, работающих в
образовательных учреждениях, в связи с чем основания для удовлетворения
иска отсутствовали.
Доводы, приведенные Акимова
С.Н. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Так, довод о неправомерном исключении ответчиком из
состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод
работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую
систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим
законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда истица
была своевременно извещена, возражений не
высказала и продолжила работу на новых
условиях. При этом ее заработная плата увеличилась.
Основания для установления истице
коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда
отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об оплате
труда работников учреждений здравоохранения только в отношении работников таких
учреждений, в которых содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции
опорно-двигательного аппарата,
органическим поражением центральной нервной системы, нарушениями слуха, речи или зрения.
Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом
детства» является образовательным учреждением, работа в нем медицинских
работников не связана с опасными для
здоровья и тяжёлым условиями труда.
Коэффициент особых условий за работу с
ВИЧ-инфицированными устанавливается для
работников учреждений здравоохранения, занимающихся диагностикой и лечением
таких больных. ОГОУ СКДД «Дом детства» к таким учреждениям не относится.
В силу п.3.10. Положения работникам ОГОУ СКДД «Дом
детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим
работникам – 40%, прочим работникам – 35%, медицинским работникам – 20 %. Истица как медицинский работник доплату в
размере 20 % от оклада получает.
Что касается иных доплат за работу в специальном (коррекционном) учреждении для
детей-сирот, то они Положением об отраслевой системе оплаты труда
работников ОГОУ СКДД «Дом детства» не предусмотрены.
Жалоба на неправильное определение
размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10% вместо 20%, так же как и отказ
в назначении персональной надбавки в размере 1000 руб., на правильность выводов
суда не влияет, так как указанные доплаты
являются выплатами стимулирующего характера, устанавливаются
работодателем персонально в отношении
каждого работника в пределах средств, выделенных на оплату труда сотрудников.
Таким образом, нарушений трудовых прав
истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований
отказано обоснованно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Акимовой С*** Н*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: