УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Усова
В.Е. Дело № 33-2171/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 июня 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Дергуновой В*** Н*** на
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2011 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Дергуновой В*** Н*** к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей – специальный (коррекционный) детский
дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении с 01.01.2009 надбавок: за работу в
специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного
оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж
работы) в размере - 20% от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному
окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для
работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа, персональной
надбавки в размере 1000 рублей с их последующей выплаты, взыскании задолженности по заработной плате в
размере 79 922 рубля 70 копеек, компенсации морального вреда в
размере 5000 рублей - отказать.
Заслушав доклад председательствующего
судьи, объяснения представителя ОГОУ СКДД «Дом детства» Супорткиной Н.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Дергунова В.Н.
обратилась в суд с иском к ОГОУ СКДД «Дом
детства» об установлении надбавок по заработной плате, взыскании задолженности
по заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указала, что состоит с ОГОУ СКДД «Дом детства» в трудовых отношениях – работает
в должности м***, ее непрерывный стаж в данном учреждении составляет 28 лет 2
месяца. ОГОУ СКДД «Дом
детства» имеет государственную
аккредитацию как специальное (коррекционное) образовательное учреждение, кроме
этого, на основании лицензии осуществляет врачебную,
амбулаторно-поликлиническую деятельность.
До 2009 ей производили
выплату следующих надбавок: за работу в специализированном (коррекционном)
учреждении - 25%, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) - 30%, за работу с
детьми-сиротами - 20%, за повышенную эмоциональную нагрузку (с 01.01.2008 по
31.12.2008) в размере 1000 руб. Однако в настоящее время указанные надбавки не
выплачиваются.
Ссылаясь на Постановление
Правительства Ульяновской области от 20.10.2008
№435-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда
работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» и
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 №353-П «О введении
отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных
образовательных учреждений Ульяновской области», Дергунова В.Н. просила суд обязать
ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с 01.01.2009 следующие надбавки к
заработной плате: за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в
размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в
размере - 20% от
должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу
с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка
и группах в домах ребенка общего типа; персональную надбавку в размере 1000
руб. к заработной плате с их последующей выплатой; взыскать с ОГОУ СКДД «Дом
детства» в ее пользу задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в размере
79 922 руб. 70 коп., и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Рассмотрев данный
спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Дергунова В.Н. не соглашается с решением суда,
просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению автора
жалобы, судом постановлено решение без
учета Постановления Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 №353-П «О
введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных
учреждений Ульяновской области» и Постановления Правительства Ульяновской
области от 20.10.2008 №435-П «Об
утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников
государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области». Считает, что
суд не проверил характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009
года, то есть входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с
переходом на новую систему оплаты труда. По мнению заявительницы, суд пришел к
неправильному выводу о том, что ей начисляются компенсационные выплаты за тип и
вид учреждения в размере 15-20%, поскольку в расчетных листах данная надбавка
указана как выплата за работу с детьми-сиротами. Данные надбавки являются
выплатами разного характера, поэтому подлежат суммированию.
В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит
решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствии истицы и представителя третьего лица,
извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со
ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что Дергунова В.Н. работает в должности м***, ее непрерывный стаж в
данном учреждении составляет более 28 лет.
19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства
переименован в областное государственное
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства»).
ОГОУ СКДД «Дом детства» является
областным государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – специальным (коррекционным) детским домом
для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет лицензию на
осуществление медицинской деятельности.
В связи с переходом с 01.01.2009 года
на новую систему оплаты труда размер заработной платы истицы изменился, с чем она не согласна. Полагала, что в ее заработок работодатель
незаконно перестал включать надбавку за
работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от
должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) - 20% от должностного оклада, коэффициент специфики 0,15 к должностному
окладу - за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для
работников дома ребенка, коэффициент 0,3 к должностному окладу за работу с
ВИЧ-инфицированными, а также персональную надбавку в размере 1000 руб.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований истицы, не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации
заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с
действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты
труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и
надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, системы доплат и надбавок
стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.144
Трудового кодекса Российской Федерации
системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда)
работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации
устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Заработная плата
работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже
установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих
профессиональных квалификационных групп.
Оплата труда работников областных
государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской
области от 02.02.2005 №004-ЗО «Об оплате
труда работников областных государственных учреждений», Постановлением Правительства Ульяновской области от
29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников
государственных учреждений» (далее – Постановление № 8/203-П), Постановлением
Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 года № 353-П «О введении
отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных
образовательных учреждений Ульяновской области» (далее – Положение № 353-П),
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении
Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных
учреждений здравоохранения Ульяновской
области» (далее – Положение № 435-П).
В силу п. 2.2 Постановления № 8/203-П заработная плата работников областного
государственного учреждения включает в
себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты
стимулирующего характера.
Согласно п.
4.2 того же постановления к выплатам
компенсационного характера относятся:
доплаты, связанные
с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);
доплаты за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной
квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в
ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);
надбавки
(доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных
категорий работников.
Виды выплат
стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления
устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного
органа работников в пределах средств,
направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных
фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.
Согласно п.1.3 Положения № 353-П оплата труда
медицинских работников образовательных
учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда,
установленным для аналогичных категорий работников.
Иные компенсационные надбавки медицинским
работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных
условиях труда в учреждениях здравоохранения.
На основании вышеуказанных нормативных актом
приказом директора ОГОУ СКДД «Дом
детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников
областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного)
детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства»,
согласно которому базовый оклад медсестры установлен по профессиональной
квалификационной группе соответствующей отрасли.
Пунктами 3.1 и 3.10 Положения ОГОУ СКДД «Дом
детства» медицинским работникам установлена доплата компенсационного
характера за тип и вид учреждения в размере 20%.
Выплаты стимулирующего характера, в силу п.4.1 - 4.3 Положения, устанавливаются
руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в
пределах средств, направленных на оплату труда.
Из представленных ответчиком документов следует, что с
момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной
оклад с учетом повышающих коэффициентов (К1-18% и К4-20%) и компенсационная
выплата за тип и вид учреждения в размере 20%, а с февраля 2011 года доплата стимулирующего характера - 10%
за непрерывный стаж работы.
Иных доплат компенсационного и стимулирующего
характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является
нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты
труда медицинских работников, работающих в
образовательных учреждениях.
Доводы, приведенные
истицей в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Так, довод о неправомерном исключении ответчиком из
состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод
работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую
систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим
законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда истица была своевременно извещена, возражений не высказала
и продолжила работу на новых условиях.
При этом ее заработная плата увеличилась.
Основания для установления истице
коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда
отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об оплате
труда работников учреждений здравоохранения только в отношении работников таких
учреждений, в которых содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции
опорно-двигательного аппарата,
органическим поражением центральной нервной системы, нарушениями слуха, речи или зрения.
Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом детства» является
образовательным учреждением, работа в нем медицинских работников не связана
с опасными для здоровья и тяжёлым
условиями труда.
Коэффициент особых условий за работу с ВИЧ-инфицированными устанавливается для работников учреждений
здравоохранения, занимающихся диагностикой и лечением таких больных. ОГОУ СКДД
«Дом детства» к таким учреждениям не относится.
В силу п.3.10. Положения работникам
ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в
размере: педагогическим работникам – 40%, прочим работникам – 35%, медицинским
работникам – 20 %. Истица как
медицинский работник доплату в размере 20 % от оклада получает.
Что касается иных доплат за работу
в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот, то они
Положением об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства» не предусмотрены.
Жалоба на неправильное определение
размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10% вместо 20%, так же как и отказ
в назначении персональной надбавки в размере 1000 руб., на правильность выводов
суда не влияет, так как указанные доплаты
являются выплатами стимулирующего характера, устанавливаются
работодателем персонально в отношении
каждого работника в пределах средств, выделенных на оплату труда сотрудников.
Таким образом, нарушений трудовых прав
истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований
отказано обоснованно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Дергуновой В*** Н*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи