Судебный акт
О взыскании заработной платы
Документ от 21.06.2011, опубликован на сайте 30.06.2011 под номером 26141, 2-я гражданская, Об обязании установлении ежемесячных надбавок, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                  Дело № 33-2160/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                21 июня 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шабаевой З*** Ю*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Шабаевой З*** Ю*** к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении надбавок к заработной плате за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства», за выслугу лет, коэффициента специфики, персональной надбавки, взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, отказать. 

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представитиля ОГОУ СКДД «Дом детства» Супорткиной Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шабаева З.Ю. обратилась в суд с иском к ОГОУ СКДД «Дом детства» об установлении надбавок по заработной плате, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что состоит с ОГОУ СКДД «Дом детства» в трудовых отношениях – работает в должности медицинской сестры по массажу, ее непрерывный стаж в данном учреждении составляет 34 года 8 месяцев.  До 2009 ей производили выплату следующих надбавок: за работу в специализированном (коррекционном) учреждении - 25%, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) - 30%, за работу с детьми-сиротами - 20%, за повышенную эмоциональную нагрузку (с 01.01.2008 по 31.12.2008) в размере 1000 руб. С 2009 года выплата указанных надбавок прекращена. Ссылаясь на нормативные акты Правительства Ульяновской области, регулирующие вопросы оплаты труда работников областных государственных учреждений,  Шабаева З.Ю. просила суд обязать ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с 01.01.2009 следующие надбавки к заработной плате: за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа; персональную надбавку в размере 1000 руб. к заработной плате с их последующей выплатой; взыскать с ОГОУ СКДД «Дом детства» в ее пользу задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в размере 68 339 руб. 70 коп., и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Шабаева З.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить, удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неверное применение судом норм материального права. Указывает также, что суд не проверил характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009 года, то есть входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с переходом на новую систему оплаты труда. По мнению заявительницы, суд пришел к неправильному выводу о том, что ей начисляются компенсационные выплаты за тип и вид учреждения в размере 15-20%, поскольку в расчетных листах данная надбавка указана как выплата за работу с детьми-сиротами. Данные надбавки являются выплатами разного характера, поэтому подлежат суммированию.

В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы и представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Шабаева З.Ю. работает в должности медицинской сестры по массажу, ее непрерывный стаж в данном учреждении составляет более 34 лет.

19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства переименован в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства»).

ОГОУ СКДД «Дом детства» является областным государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальным (коррекционным) детским домом для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В связи с переходом с 01.01.2009 года на новую систему оплаты труда размер заработной платы истицы  изменился, с чем она не согласна.        Полагала, что в ее заработок работодатель незаконно перестал  включать надбавку за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж работы)  - 20% от должностного оклада,  коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу - за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка, коэффициент 0,3 к должностному окладу за работу с ВИЧ-инфицированными, а также персональную надбавку в размере 1000 руб.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований истицы, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу  в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы  доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными  нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации  системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются  коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.02.2005  №004-ЗО «Об оплате труда работников областных государственных учреждений», Постановлением  Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений» (далее – Постановление № 8/203-П), Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 года № 353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области» (далее – Положение № 353-П), Постановлением Правительства Ульяновской области  от 20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской  области» (далее – Положение № 435-П).

В силу п. 2.2 Постановления № 8/203-П  заработная плата работников областного государственного учреждения  включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Согласно п. 4.2  того же постановления к выплатам компенсационного характера относятся:

доплаты, связанные с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);

доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);

надбавки (доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных категорий работников.

Виды выплат стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников  в пределах средств, направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.

Согласно п.1.3 Положения № 353-П оплата труда медицинских работников  образовательных учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников.

Иные компенсационные надбавки медицинским работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных условиях труда в учреждениях здравоохранения.

На основании вышеуказанных нормативных актом приказом  директора ОГОУ СКДД «Дом детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», согласно которому базовый оклад медсестры установлен по профессиональной квалификационной группе соответствующей отрасли и на момент рассмотрения спора составлял  3900 руб.

Пунктами 3.1 и 3.10  Положения ОГОУ СКДД «Дом детства» медицинским работникам установлена доплата компенсационного характера  за тип и вид учреждения   в размере 20%.

Выплаты стимулирующего характера, в силу  п.4.1 - 4.3 Положения, устанавливаются руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в пределах средств, направленных на оплату труда.

Из представленных ответчиком документов следует, что с момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной оклад с учетом повышающих коэффициентов (К1-18% и К4-20%) и компенсационная выплата за тип и вид учреждения в размере 20%, а с февраля 2011 года  доплата стимулирующего характера  - 10%  за непрерывный стаж работы.

Иных доплат компенсационного и стимулирующего характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда медицинских работников, работающих в  образовательных учреждениях.

Доводы, приведенные истицей в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Так, довод о неправомерном исключении ответчиком из состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда истица  была своевременно извещена, возражений  не высказала и  продолжила работу на новых условиях. При этом ее заработная плата увеличилась.

Основания для установления истице коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об оплате труда работников учреждений здравоохранения только в отношении работников таких учреждений, в которых содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции опорно-двигательного аппарата,  органическим поражением центральной нервной системы,  нарушениями слуха,  речи или зрения.

Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом детства» является образовательным учреждением, работа в нем медицинских работников не связана с  опасными для здоровья и тяжёлым условиями труда.

Коэффициент особых условий за работу с ВИЧ-инфицированными  устанавливается для работников учреждений здравоохранения, занимающихся диагностикой и лечением таких больных. ОГОУ СКДД «Дом детства» к таким учреждениям не относится.

В силу п.3.10. Положения работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим работникам – 40%, прочим работникам – 35%, медицинским работникам – 20 %.  Истица как медицинский работник доплату в размере 20 % от оклада получает.    

Что касается иных доплат за работу  в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот, то они Положением об отраслевой системе оплаты труда работников  ОГОУ СКДД «Дом детства»  не предусмотрены.

Жалоба на неправильное определение размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10% вместо 20%, так же как и отказ в назначении персональной надбавки в размере 1000 руб., на правильность выводов суда не влияет, так как указанные доплаты  являются выплатами стимулирующего характера, устанавливаются работодателем  персонально в отношении каждого работника в пределах средств, выделенных на оплату труда сотрудников.

Таким образом, нарушений трудовых прав истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шабаевой З*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи