Судебный акт
О назначении досрочно трудовой пенсии по старости
Документ от 21.06.2011, опубликован на сайте 30.06.2011 под номером 26132, 2-я гражданская, Включение периода работы в специальный стаж, признание права на досрочную пенсию по старости в связи с занятием лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязание назначить пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Булдина Т.М.                                                               Дело № 33-2122/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                21 июня 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск Красновой Т*** В*** удовлетворить.

Обязать управление Пенсионного Фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (государственное учреждение) зачесть Красновой Т*** В*** в специальный трудовой стаж период с 13.01.1981г. по  27.01.1984г. включительно (3 года 15 дней) - медицинская сестра терапевтического отделения войсковой части №24***.

Признать за Красновой Т*** В*** право на досрочную  трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной  и иной деятельности по охране здоровья населению с 25 марта 2011 г. и обязать  управление Пенсионного Фонда в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (государственное учреждение) назначить Красновой Т*** В*** вышеназванную пенсию.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Красновой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия      

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Краснова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска о зачете периода работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении указанной пенсии.

В обоснование иска указала, что решением УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска от 25.02.2011 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия необходимого специального стажа, в который пенсионный орган не засчитал период работы с 13.01.1981 по 27.01.1984 в должности медицинской сестры терапевтического отделения войсковой части №24***. Не соглашаясь с решением ответчика, просила суд включить указанный период работы в специальный стаж и назначить ей досрочную пенсию по старости.   

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом к участию в деле привлечен военный комиссариат Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске Красновой Т.В. отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, не относят к числу учреждений здравоохранения войсковые части. В обоснование своей позиции автор жалобы ссылается на Определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.03.2004 №81-О и от 18.04.2006 №84-О.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих  работ, профессий,  должностей, специальностей  и учреждений (организаций), с учетом которых назначает трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Краснова Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от 25.02.2011 в назначении пенсии на льготных основаниях ей было отказано ввиду отсутствия необходимого для назначения пенсии 30-летнего специального стажа. По подсчету пенсионного органа специальный стаж истицы составил 26 лет 10 месяцев 04 дня, при этом период работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения войсковой части №24*** с 13.01.1981 по 27.01.1984 не был засчитан в специальный стаж.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» за работниками учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с пунктами «г» и «и» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: служба в составе Вооруженных Сил, работа по найму за границей  по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения.

Судом установлено, что Краснова Т.В. имеет среднее профессиональное образование по специальности медицинская сестра. В период с 13.01.1981 по 27.01.1984 она направлялась Министерством Обороны СССР на работу в Венгрию. Как следует из трудовой книжки истицы, с 01.01.1981 по 27.01.1984 она работала в должности медицинской сестры терапевтического отделения войсковой части №24***.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к объективному выводу о необходимости включения указанного выше периода в специальный стаж для назначения истице досрочной трудовой пенсии в связи с занятием лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 является несостоятельной, поскольку данный нормативный акт был принят после возникновения спорных правоотношений, и, соответственно, не подлежит применению.

Изменения законодательства, ухудшающие положение гражданина, не должны применяться. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Поэтому спорный период работы истицы правильно зачтен судом в льготный стаж.

Учитывая, что с зачетом спорного периода специальный стаж Красновой Т.В. на дату обращения был недостаточным для назначения досрочной пенсии, суд, с согласия истицы и с учетом того, что истица продолжала работу  в должности медицинской сестры, обоснованно перенес дату возникновения права на пенсию и обязал ответчика назначить ее с 25.03.2011.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи