УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грудкина
Т.М.
Дело № 33-2163/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 июня 2011
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Стратоновой М*** А***
на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 мая 2011 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Стратоновой М*** А*** к областному государственному
образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей - специальному (коррекционному) детскому дому для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении надбавок,
коэффициента специфики к заработной плате, взыскании задолженности по
заработной плате, компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения представителя
ОГОУ СКДД «Дом детства» - Супорткиной Н.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Стратонова М.А.
обратилась в суд с иском к ОГОУ СКДД «Дом
детства» об установлении надбавок к заработной плате, взыскании задолженности
по заработной плате, компенсации морального вреда. В
обоснование иска указала, что работает в ОГОУ СКДД «Дом детства» санитаркой, ее
непрерывный стаж работы в данном учреждении составляет 23 года 5 месяцев. До
2009 ей производили выплату надбавок за
работу в специализированном (коррекционном) учреждении (15%), выслугу лет (30%), работу с
детьми-сиротами (20%), вредность (12%). С 2009 года выплата указанных надбавок
прекращена, в связи с чем размер заработной платы снизился. Ссылаясь на
нормативные акты Правительства Ульяновской области, регулирующие вопросы оплаты
труда работников областных государственных учреждений, просила обязать
работодателя установить ей ежемесячную
надбавку к заработной плате с 01.01.2009 за работу в специальном
(коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу
лет (непрерывный стаж работы) - 20% от
должностного оклада, коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу
с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, взыскать с ответчика
в ее пользу задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в сумме 50 787
руб., а также
компенсацию морального
вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в сумме 5000 рублей.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Стратонова М.А. не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что суд
не проверил характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009 года,
то есть входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с переходом
на новую систему оплаты труда, в том числе коэффициент специфики 0,15 к
должностному окладу. Кроме того, суд
пришел к неправильному выводу о том, что ей начисляются компенсационные выплаты
за тип и вид учреждения в размере 20%, поскольку в расчетных листах данная
надбавка указана как выплата за работу с детьми-сиротами. Указанные надбавки
являются выплатами разного характера, поэтому
подлежат суммированию. После изменения системы оплаты труда размер ее
заработной платы уменьшился, что недопустимо по действующему законодательству.
В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит
оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствии Стратоновой М.А., извещенной о месте и
времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что Стратонова М.А. с
21.10.1987 г. работает в Ульяновском областном Доме детства, с 11.01.2000 г. - в качестве санитарки.
19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства
переименован в областное государственное
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства»).
ОГОУ СКДД «Дом детства» является
областным государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – специальным (коррекционным) детским домом
для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет лицензию на
осуществление медицинской деятельности.
В связи с переходом с 01.01.2009 года
на новую систему оплаты труда размер заработной платы Стратоновой М.А.
изменился, с чем она не согласна. Полагала, что в ее заработок работодатель
незаконно перестал включать надбавку за работу в специальном (коррекционном) «Доме
детства» в размере 20% от должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж
работы) - 20% от должностного оклада и
коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу - за работу с опасными для здоровья
и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Стратоновой
М.А., не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации
заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с
действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты
труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и
надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, системы доплат и надбавок
стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.144
Трудового кодекса Российской Федерации
системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда)
работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации
устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Заработная плата
работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже
установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных
квалификационных групп.
Оплата труда работников областных
государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской
области от 02.02.2005 №004-ЗО «Об оплате
труда работников областных государственных учреждений», Постановлением Правительства Ульяновской области от
29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников
государственных учреждений» (далее – Постановление № 8/203-П), Постановлением
Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 года № 353-П «О введении
отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных
образовательных учреждений Ульяновской области» (далее – Положение № 353-П),
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении
Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных
государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» (далее – Положение № 435-П).
В силу п. 2.2 Постановления № 8/203-П заработная плата работников областного
государственного учреждения включает в
себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты
стимулирующего характера.
Согласно п.
4.2 того же постановления к выплатам
компенсационного характера относятся:
доплаты, связанные
с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);
доплаты за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной
квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в
ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);
надбавки
(доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных
категорий работников.
Виды выплат
стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления
устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного
органа работников в пределах средств,
направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных
фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.
Согласно п.1.3 Положения № 353-П оплата труда
медицинских работников образовательных
учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда,
установленным для аналогичных категорий работников.
Условия оплаты труда медицинских работников
регулируются Положением № 435-П, в силу которого оклады работников учреждений
здравоохранения устанавливаются исходя из базовых окладов и подлежат повышению
на 20% в отношении медицинских
работников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (п.2.7).
Иные компенсационные надбавки медицинским
работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных
условиях труда в учреждениях здравоохранения.
На основании вышеуказанных нормативных актом
приказом директора ОГОУ СКДД «Дом
детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников
областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского
дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», согласно
которому базовый оклад санитарки установлен по профессиональной
квалификационной группе соответствующей отрасли и на момент рассмотрения спора
составлял 3420 руб.
Пунктом 3.1 Положения ОГОУ СКДД «Дом детства»
медицинским работникам установлена доплата компенсационного характера за тип и вид учреждения в размере 20%.
Выплаты стимулирующего характера, в силу п.4.1 - 4.3 Положения, устанавливаются
руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в
пределах средств, направленных на оплату труда.
Из представленных ответчиком документов следует, что с
момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной
оклад и компенсационная выплата за тип и вид учреждения в размере 20%, а с
февраля 2011 года доплата стимулирующего
характера - 10% за непрерывный стаж работы.
Иных доплат компенсационного и стимулирующего
характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является
нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты
труда медицинских работников, работающих в
образовательных учреждениях, в связи с чем основания для удовлетворения
иска отсутствовали.
Доводы, приведенные
Стратоновой М.А. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Так, довод о неправомерном исключении ответчиком из
состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод
работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую
систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим
законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда Стратонова
М.А. была своевременно извещена, возражений
не высказала и продолжила работу на новых условиях. При этом
ее заработная плата увеличилась: в 2008 года она составляла 3163,75 руб., с 2009 г. – 4104 руб. (без
стимулирующих выплат), в отношении которой в необходимых случаях производилась
доплата до минимального размера оплаты труда.
Основания для установления истице
коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда
отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об оплате
труда работников учреждений здравоохранения в отношении учреждений, в которых
содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции опорно-двигательного
аппарата, органическим поражением
центральной нервной системы, нарушениями
слуха, речи или зрения.
Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом детства» является
образовательным учреждением, работа в нем медицинских работников не связана
с опасными для здоровья и тяжёлыми
условиями труда.
В силу п.3.10. Положения работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и
вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим работникам – 40%,
прочим работникам – 35%, медицинским работникам – 20 %. Истица как медицинский работник получает
доплату в размере 20 % от оклада.
Жалоба на неправильное определение
размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10% вместо 20% - на правильность
выводов суда не влияет, так как указанная доплата является выплатой стимулирующего характера,
устанавливается работодателем
персонально в отношении каждого работника в пределах средств, выделенных
на оплату труда сотрудников.
Таким образом, нарушений трудовых прав
истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований
отказано обоснованно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Стратоновой М*** А*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи