Судебный акт
Признание права собственности в порядке приватизации на долю коммунальной квартиры
Документ от 14.06.2011, опубликован на сайте 20.06.2011 под номером 25727, 2-я гражданская, Признание права собственности в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бойкова О.Ф.                                                                            Дело № 33-2018/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               14 июня 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Аладина П.К.  и   Маслюкова П.А.,

при секретаре    Гайнулине Р.Р. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Булатова Ф.Х. Рябышева С.И. на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Булатова Ф.Х. удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности в порядке приватизации за  Булатовым Ф*** Х*** на 6/100 долей в квартире № *** дома *** по ул. Р*** г. Ульяновска, что соответствует комнате жилой площадью 17,75 кв.м.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Булатова Ф.Х. Рябышева С.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Булатов Ф.Х. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, дом ***, квартира № ***, площадью 17,75 кв.м.

В обоснование заявленных требований указал, что в 2002 году ему в связи с трудовыми отношениями с Ульяновским техническим центром электросвязи было выделено койко-место в общежитии по ул. Р***, д. ***.

19.07.2007 между ним и Ульяновским техническим центром электросвязи был заключен договор социального найма жилого помещения, состоящего из 1 комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 17,75 кв.м.

В 2010 году он обратился в КУГИЗ мэрии г. Ульяновска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако ему было необоснованно отказано.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска, ОАО Сбербанк РФ, Булатову Т.М., Окружнову В.Н., Окружнова А.А., Окружнову А.А., Суходееву С.Д., Косаткину Р.Р., Косаткина А.С., Багдалову Н.Ф., Багдалова Т.Р., Багдалова Р.Р., Хонны В.П., Вилкова В.В., Усьманову Д.Р., Мордякову Н.А., Мордякову Н.Е. Турчака П.М. и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Булатова Ф.Х. Рябышев С.И. не соглашается с решением суда в части признания за истцом права собственности на долю коммунальной квартиры, просит решение суда изменить и признать за истцом право собственности на комнату № *** площадью 17,75 кв.м в коммунальной квартире № *** дома *** по ул. Р*** в г. Ульяновске. При этом указывает, что в статье 16 ЖК РФ комната указана в перечне жилых помещений, а статьей 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» комната в коммунальной квартире признана самостоятельным объектом налогообложения. Принятая в регионах практика приватизации коммунальных квартир в общую долевую собственность не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, в связи с чем Положение о порядке приватизации изолированных жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах г. Ульяновска, утвержденное Решением Ульяновской Городской Думы от 14.07.1999 № 184, было отменено в 2005 году.

При приватизации комнаты в коммунальной квартире объектом приватизации является комната, и согласия на приватизацию нанимателей других комнат не требуется. В качестве объекта права регистрируется также комната. Данные доводы истца и его представителя не нашли отражения в судебном решении.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Булатов Ф.Х. с 2002 года занимал койко-место в общежитии по ул. Р***, *** в г. Ульяновске.

Постановлением Главы г. Ульяновска от 15.06.2007 № 5092 указанный жилой дом включен в реестр муниципальной собственности, а 10.06.2008 между Булатовым Ф.Х. и комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска заключен договор социального найма жилого помещения на жилое помещение, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире № *** по ул. Р***, д. *** в г. Ульяновске.

Согласно техническому и кадастровому паспорту квартира № *** в доме *** по ул. Р*** г. Ульяновска представляет собой коммунальную квартиру общей площадью 380,1 кв.м. Занимаемая Булатовым Ф.Х. комната обозначена в кадастровом паспорте, как позиция 10 жилой площадью 17,75 кв.м, площадь комнаты от общей площади квартиры составляет 6/100 долей.

Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2008) гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Поскольку Булатов Ф.Х. выразил намерение приобрести в собственность занимаемое им по договору социального найма жилое помещение, а договор передачи жилого помещения в собственность Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска с ним заключен не был, суд обоснованно удовлетворил заявленные Булатовым Ф.Х. исковые требования и признал за ним право собственности в порядке приватизации на 6/100 долей в квартире № *** дома *** по ул. Р*** г. Ульяновска, что соответствует комнате жилой площадью 17,75 кв.м.

Доводы, приведенные представителем Булатова Ф.Х. Рябышевым С.И.  в кассационной жалобе, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании материального закона.

В соответствии с положениями главы 18 ГК РФ объектом права собственности на жилые помещения признается квартира в многоквартирном доме.

В статьях 289-291 ГК РФ в качестве объекта права собственности рассматривается лишь квартира, но не комната в квартире.

Из статьи 558 ГК РФ, определяющей особенности заключения договора купли-продажи жилого помещения, следует, что предметом такого договора может быть квартира или ее часть.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусматривает возможность внесения в ЕГРП сведений о комнатах в коммунальных квартирах как объектах недвижимого имущества.

Коммунальная квартира № *** в доме *** по ул. Р*** в г. Ульяновске площадью 380,1 кв.м зарегистрирована в ЕГРП как единый объект права собственности с кадастровым номером 73:24:030906:0014:0216010001:000503 с видом права собственности – общая долевая.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал за Булатовым Ф.Х. право собственности в порядке приватизации на долю в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру.

Ссылка в кассационной жалобе на ст. 16 Жилищного кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку данная норма не касается вопросов права собственности, а определяет виды жилых помещений, предназначенных для использования в качестве места проживания граждан, к числу которых относятся и комнаты в жилом доме или квартире.

При этом предусмотренное частью 6 статьи 43 ЖК РФ преимущественное право покупки комнаты в коммунальной квартире остальными собственниками комнат в данной квартире свидетельствует о том, что коммунальная квартира является объектом общей долевой собственности.

Нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления по вопросам приватизации жилищного фонда, в том числе и коммунальных квартир, не могут быть приняты во внимание судом в той части, в которой они не соответствуют требованиям федерального законодательства.

То обстоятельство, что статья 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ) «О налогах на имущество физических лиц» признает объектом налогообложения комнату, связано с дифференциацией ставок налога и не свидетельствует об обязанности органов государственной регистрации регистрировать комнаты в коммунальных квартирах в качестве самостоятельного объекта права собственности.

Поскольку коммунальная квартира № *** в доме *** по ул. Р*** в г. Ульяновске зарегистрирована в ЕГРП как единый объект права собственности с общей долевой собственностью ее участников, в том числе правом собственности муниципалитета на 6/100 долей, регистрация данной доли в виде отдельной комнаты как самостоятельного объекта права собственности невозможна.

В силу изложенного, решение суда является правильным и изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Булатова Ф.Х. Рябышева С.И. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи