Судебный акт
Об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях и обеспечении жильем
Документ от 24.05.2011, опубликован на сайте 08.06.2011 под номером 25440, 2-я гражданская, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хуснетдинов А.Р.                                                                     Дело № 33-1845/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   24 мая  2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бутузовой Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Хабиевой И*** Ш***, Егунова Е*** Г*** на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 11 апреля 2011 года, по которому постановлено:

В удовлетворении искового заявления Хабиевой И*** Ш*** к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» Старокулаткинского района Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности обеспечить жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» - отказать в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителя Хабиевой И.Ш. – Егуновой Т.С., поддержавшей доводы кассационных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хабиева И.Ш. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» Старокулаткинского района Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности обеспечить жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В обоснование иска указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны. До 2006 года проживала в жилом доме по адресу: Ульяновская область, р.п. ***, пер. С***, д. ***. Однако в связи с тем, что дом находился в непригодном для проживания состоянии (ветхий, с печным отоплением, с отсутствием канализации и водопровода), она вынуждена была переехать жить к своей дочери Егуновой Т.С. в дом № *** по ул. С*** в р.п. С***. Принадлежащий ей жилой дом она продала в 2006 году, при этом договор купли-продажи был оформлен только в 2010 году. Дом, в котором она сейчас проживает, по завещанию принадлежит её внуку Егунову Е.Г.– сыну дочери, регистрации там она не имеет. Внук в скором времени намеревается его продать, чтобы приобрести себе жильё в другом населённом пункте. Другого жилья она не имеет и фактически жить ей после продажи дома будет негде. Министерство труда и социального развития Ульяновской области отказало ей в обеспечении жильем. Считая данный отказ незаконным, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Егунов Евгений Георгиевич.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе Хабиева И.Ш. просит решение суда отменить как незаконное, и удовлетворить её исковые требования в полном объёме. В жалобе выражает несогласие с выводом суда о том, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд обратить внимание, что она, как ветеран Великой Отечественной войны, в силу положений ЖК РФ, Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны», Федерального закона «О ветеранах» должна быть обеспечена жильём за счёт средств федерального бюджета до 01 мая 2010 года, исходя из общей площади жилья 36 кв.м на одного человека. Однако суд первой инстанции не учёл вышеуказанные положения действующего законодательства, руководствовался только решением Совета депутатов МО «Старокулаткинское городское поселение» от 17.11.2006 г., которым учётная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м.  Считает, что поскольку она проживает в жилом доме общей площадью 85, 27 кв.м  в семье, состоящей из 5 человек, и на неё приходится 17, 05 кв.м общей площади, суд пришёл к неверному выводу об отсутствии у неё нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кроме того, просит суд учесть, что она  вселена в жилое помещение по ул. С***, д.*** в р.п.С*** и была зарегистрирована там не его собственником (внуком Егуновым Е.Г.), а членом семьи собственника (дочерью Егуновой Т.С.), без согласия самого собственника. Как только Егунов Е.Г. узнал об этом, то немедленно потребовал снять её с регистрационного учета по указанному адресу. Дополнительно поясняет, что внук желает в скором будущем продать данное жилое помещение, и ей будет негде жить.

В кассационной жалобе Егунов Е.Г. также просит отменить решение суда как незаконное, и удовлетворить исковые требования Хабиевой И.Ш. в полном объёме. Ссылаясь на положения частей 1,2 статьи 31 ЖК РФ, п.п. «б» п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»,  указывает, что его бабушка Хабиева И.Ш. могла быть признана членом семьи только в том случае, если она была бы вселена в качестве таковой собственником жилого помещения. В данной же ситуации Хабиева И.Ш. была вселена не им (собственником жилого помещения), а его матерью Егуновой Т.С., к тому же исключительно в качестве гостя, временно. Дополнительно поясняет, что он своего согласия не давал ни на регистрацию, ни на вселение. Дом он собирается продать, так как желает жить в другом населённом пункте. Другие же члены семьи собственника в силу вышеуказанного законодательства правом на вселение в жилое помещение других родственников в качестве членов семьи собственника не обладают.

В возражениях на кассационную жалобу Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району просит решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы Хабиевой И.Ш., Егунова Е.Г. – без удовлетворения.

Авторы жалоб Хабиева И.Ш., Егунов Е.Г. в суд кассационной инстанции не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя Хабиевой И.Ш. – Егуновой Т.С.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб Хабиевой И.Ш., Егунова Е.Г., возражения Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу о необоснованности заявленных Хабиевой И.Ш. требований.

Из материалов дела следует, что Хабиева И.Ш. является участником Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» № *** от *** 2010 года Хабиева И.Ш. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 20 декабря 2010 года (протокол заседания № ***)  Хабиевой И.Ш. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на то, что с 2010 года она прописана в доме дочери, общей площадью 90 кв.м.,  учетной нормой жилья обеспечена.

Постановлением администрации  муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» № *** от 02 февраля 2011 года Хабиева И.Ш. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Хабиевой И.Ш. требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к объективному выводу об отсутствии оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки  участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и порядок их предоставления установлены Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138.

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Решением Совета депутатов МО «Старокулаткинское городское поселение» от 17.11.2006 № 14/1 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Хабиева И.Ш. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома с принадлежностями от 06.04.2010  продала принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и  земельный участок, расположенные по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, р.п.С***, пер. С***, д.***.

Из копии технического паспорта на указанный жилой дом, составленного по состоянию на 14 марта 2007 года, усматривается, что год постройки дома – 1962, общая площадь дома – 38,28 кв.м, жилая 21,53 кв.м.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Хабиева И.Ш. была обеспечена жилой площадью не менее учетной нормы, но ухудшила свои жилищные условия, продав жилой дом.

При таких обстоятельствах она в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть  поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в настоящее время.

Доводы Хабиевой И.Ш. о том, что фактически она продала принадлежащий ей дом в 2006 году, судебная коллегия не может принять во внимание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 550 и пунктом 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации продажа жилого дома осуществляется путем заключения договора купли-продажи в письменной форме и его государственной регистрации в установленном законом порядке.

Указанные юридически значимые действия, свидетельствующие о факте продажи жилого дома, Хабиевой И.Ш. были совершены в апреле 2010 года.

Доводы Хабиевой И.Ш. о том, что её дом находился в непригодном для проживания состоянии, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положения).

Как следует из содержания указанного Положения,  заключение о признании жилого дома непригодным для проживания дается соответствующей комиссией, образованной органом местного самоуправления, по результатам  обследования технического состояния дома и проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям.

Заключение межведомственной комиссии администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» № 22 от 26 июня 2010 года о признании жилого дома № *** по пер. С*** в р.п. С*** не соответствующим требованиям, предъявляемым к  жилому помещению и непригодным для постоянного проживания, не может быть принято во внимание по следующим основаниям. Данное заключение составлено после продажи Хабиевой И.Ш. вышеуказанного жилого дома. Как следует из акта проверки жилищных условий Хабиевой И.Ш. от 15.04.2010, вывод о непригодности для проживания данного дома сделан на основании пояснений Хабиевой И.Ш. о техническом состоянии дома  на 2007 года, на дату проверки в доме проведен капитальный ремонт, имеется газовое отопление с удобствами.

Исходя из этого следует, что на дату проведения обследования оснований для признания жилого дома № *** по пер. С*** в р.п. С*** непригодным для проживания не имелось.

Также судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Хабиева И.Ш. в настоящее время обеспечена учетной нормой жилой площади.

Так,  из материалов дела усматривается, что после продажи дома Хабиева И.Ш. прописалась 4 мая 2010 года в жилом доме по адресу: Ульяновская область, р.п.С***, ул.С***, д.***. В данном доме она проживает с 2006 года по настоящее время одной семьей со своей дочерью Егуновой Т.С.

Общая площадь жилого дома составляет 85,27 кв.м. С учетом лиц, зарегистрированных в настоящее время в данном доме (4 человека), на истицу приходится жилая площадь размером не менее учетной нормы, которая составляет 12 кв.м.

Ссылки Хайбиевой И.Ш. в жалобе на то, что в соответствии с действующим законодательством она, как ветеран Великой Отечественной войны, должна быть обеспечена жильем общей  площадью 36 кв.м, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции. Данная норма обеспечения жилой площадью граждан определенной категории не  учитывается при решении вопроса о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях. Судом первой инстанции в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации правомерно принята во внимание учетная норма жилой площади, установленная решением Совета депутатов МО «Старокулаткинское городское поселение» от 17.11.2006 и сделан правильный вывод об отсутствии нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. 

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что после смерти Егуновой Л.А. право собственности на дом № *** по ул. С*** в р.п.С*** перешло в порядке наследования по завещанию к Егунову Е.Г., фактически принявшему наследство. Егунов Е.Г. не возражал против вселения в данный дом  и проживания в нем Хабиевой И.Ш.

Учитывая данные обстоятельства, а также положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к объективному выводу о том, что Хабиева И.Ш. вселена и проживает в указанном выше доме с разрешения его собственника (её внука Егунова Е.Г.)  как член его семьи, поскольку в силу преклонного возраста она нуждается в уходе, который осуществляется непосредственно матерью собственника - Егуновой Т.С.

При этом доводы Егунова Е.Г., изложенные в жалобе, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.

То обстоятельство, что Хабиева И.Ш. после вынесения   Министерством труда и социального развития Ульяновской области 26 января 2011 года  решения об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья добровольно снялась с регистрационного учета по адресу: р.п.С***, ул. С***, д.***, не является основанием для признания её в настоящее время нуждающейся в жилом помещении, поскольку она фактически продолжает проживать в доме по указанному адресу, сохраняет право пользования им.

К доводам Егунова Е.Г.  в жалобе о его намерении продать указанный жилой дом судебная коллегия относится критически, поскольку они объективно не подтверждаются исследованными доказательствами.

Более того, до настоящего времени Егуновым Е.Г. не зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности на указанный жилой дом.

Таким образом, судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда об отказе Хабиевой И.Ш. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности обеспечить жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Иные доводы кассационных жалоб являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный закон применен судом правильно.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 11 апреля 2011г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Хабиевой И*** Ш***, Егунова Е*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи