Судебный акт
Оспаривание бездействия образовательного учреждения в вопросе предоставления жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 10.05.2011, опубликован на сайте 24.05.2011 под номером 24991, 2-я гражданская, О признании незаконными действий должностных лиц, о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                              Дело № 33 – 1474 / 2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                10 мая 2011 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Бабойдо И.А.,

при секретаре Якуте М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Зинченко О*** Ю*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 января 2011 года, которым суд решил:

 

Зинченко О*** Ю*** в удовлетворении иска к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования - профессиональному училищу № 12 о признании незаконным бездействия должностных лиц, о возмещении материального ущерба и взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Зинченко О.Ю. обратился в суд с иском к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования - профессиональному училищу № 12 (ОГОУ «НПО ПУ-12») о признании незаконным бездействия должностных лиц, о возмещении материального ущерба и взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленного требования указал, что является сиротой и имеет право на получение жилищного сертификата. Находился в ОГОУ «НПО ПУ-12» на государственном обеспечении с 2002 года. По окончании указанного учебного заведения ему жилая площадь предоставлена не была. Жилищный сертификат ему также не выдавался.

Оставшись без жилья, вынужден был скитаться. В связи с этим в 2004 году был осужден и до 08 октября 2008 года отбывал наказание в местах лишения свободы. После отбытия наказания и возвращения из мест лишения свободы жильем также обеспечен не был, в связи с чем в 2010 году вновь совершил преступление.

Полагает, что бездействием работников ОГОУ «НПО ПУ-12» ему был причинен моральный вред – нравственные страдания

Истец просил признать незаконным бездействие должностных лиц, не обеспечивших его по окончании учебного заведения жилым помещением, не предпринявших мер для оказания ему помощи в получении жилищного сертификата. Кроме этого, просил взыскать с ответчика в счет возмещения материального ущерба стоимость причитающейся ему жилой площади в сумме 1 200 000 руб. и  взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 2 000 000 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Зинченко О.Ю. просит положительно решить вопрос о выдаче ему жилищного сертификата.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные тем, которыми было мотивировано исковое заявление. Дополнительно указывает, что в настоящее время у него незаконно изъяли паспорт гражданина Российской Федерации, а все остальные документы, необходимые для получения сертификата, находятся по адресу: г.Ульяновск, ул. Л***, д. ***.

В судебную коллегию по гражданским делам Зинченко О.Ю. не явился в связи с нахождением в местах лишения свободы. О месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции извещен надлежащим образом.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено также статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО (ред. от 03.02.2009) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Согласно части 2 названной статьи право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями названных лиц согласно ст. 3 Закона осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области (в ред. Законов Ульяновской области от 06.12.2006 № 202-ЗО, от 03.04.2007 № 30-ЗО). Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.

Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П, предусмотрена реализация права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями путем выделения субсидии на приобретение жилья, удостоверяющейся жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 января 2008 года № 1-П был утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.

Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п. 6 Порядка.  Такими документами являются: заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области; копия паспорта; копия военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; справка, выданная органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающая отсутствие закрепленного жилого помещения; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности.

В соответствии со ст. 6, 7 указанного выше Закона органы местного самоуправления в целях реализации указанного закона вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, а органы государственной власти Ульяновской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что право на обеспечение жилым помещением в виде предоставления жилищного сертификата имеет лицо, оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившееся за получением жилищного сертификата в возрасте от 18 до 23 лет, представив соответствующие документы.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Зинченко О.Ю., 14 декабря 1986 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что решением Базарносызганского суда его родители были лишены родительских прав.

На основании постановления главы администрации МО «Базарносызганский район» № 4 от 11 января 2002 года Зинченко О.Ю. помещен в ОГОУ СКДД «Дом детства» г. Ульяновск. Закрепленного жилья не имел и состоял на учете как нуждающийся  в получении жилого помещения по месту первичного выявления – в администрации МО «Базарносызганский район». С 2002 по 2003 год проходил обучение в ОГОУ «НПО ПУ-12».

В то же время судом установлено, что с 19 мая 2003 года по 11 мая 2004 года, с 19 января 2005 года по 08 октября 2008 года отбывал наказание в местах лишения свободы. В настоящее время вновь отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда от 22 ноября 2010 года.   

Таким образом, поскольку на момент достижения 18-летнего возраста истец не являлся обучающимся  ОГОУ НПО «ПУ-12», указанное учебное заведение не являлось его законным представителем, и, соответственно, Зинченко О.Ю. должен был самостоятельно обратиться за получением жилищного сертификата, представив соответствующие документы.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия  должностных лиц ОГОУ НПО «ПУ-12», не предпринявших мер для оказания Зинченко О. Ю.  помощи в получении жилищного сертификата. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что действиями или бездействием ОГОУ НПО «ПУ-12» причинен вред, подлежащий возмещению по нормам гражданского законодательства, суд в ходе рассмотрения дела не получил, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части также не нашел.

Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Зинченко О*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи