Судебный акт
Включение жилого помещения в состав наследственного имущества
Документ от 03.05.2011, опубликован на сайте 11.05.2011 под номером 24838, 2-я гражданская, Признание права на обязательную долю в наследстве, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Саенко Е.Н.                                                                 Дело № 33-1490/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          03 мая 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Костенко А.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Леоновой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам мэрии города Ульяновска, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 04 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Кушманцевой В*** А***, Тряпкиной Л*** В*** к Низамовой М*** Ш***, мэрии города Ульяновска, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.

Включить жилое помещение, расположенное по адресу: г. У***, в состав наследуемого имущества после смерти В*** А*** Г***, умершего *** года.

Признать в порядке наследования право общей долевой собственности Кушманцевой В*** А*** на 2/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. У***.

Признать в порядке наследования право общей долевой собственности Низамовой М*** Ш*** на 1/3 долю жилого помещения, расположенного по адресу: г. У***.

В удовлетворении исковых требований Тряпкиной Л*** В*** о признании права собственности в порядке наследования, включении в состав наследников, признании права собственности на обязательную долю отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Давыдовой Н.Ю., представляющей интересы мэрии города Ульяновска и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, поддержавшей доводы кассационных жалоб; Кушманцевой В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кушманцева В.А., Тряпкина Л.В. обратились в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к Низамовой М.Ш. о включении квартиры, расположенной по адресу: г. У***, в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти В*** А.Г., признании права общей долевой собственности на эту квартиру.

В обоснование иска указано, что *** г. умер В*** А.Г., по отношению к которому наследниками по закону первой очереди являются они – Кушманцева В.А. (дочь) и Тряпкина Л.В. (мать), а также супруга – Низамова М.Ш. При жизни В*** А.Г. с комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска заключил договор мены, в соответствии с которым ему была передана однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. У***. Договор по неизвестным причинам не прошел государственную регистрацию, хотя фактически В*** А.Г. был вселен в спорную квартиру и проживал в ней по день своей смерти.

 

Тряпкина Л.В. обратилась в суд с иском к Низамовой М.Ш. о включении в состав наследников после смерти В*** А.Г., признании права на обязательную долю в наследственном имуществе. В обоснование указала, что является нетрудоспособной, инвалидом ***, в связи с чем в силу ст. ст. 1148, 1149 ГК РФ имеет право на обязательную долю в наследстве.

 

Гражданские дела по указанным искам определением суда объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков мэрию города Ульяновска, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – нотариуса Тимофееву Е*** Е*** и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

 

В кассационных жалобах мэрия города Ульяновска и комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска просят решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истцов. Ссылаясь на статьи 8, 218, 1112 ГК РФ и отсутствие государственной регистрации перехода права собственности, полагают, что спорная квартира не входит в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти В*** А.Г., поскольку у него не возникло право собственности на нее. Договор мены В*** А.Г. не заключался, не подписывался, соответственно, отсутствует волеизлияние собственника на совершение сделки мены и ее регистрации в установленном законом порядке.

В жалобах также указывается, что договор мены является возмездным договором. Согласно п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Обжалуемым решением нарушены права муниципалитета как стороны договора, поскольку данное решение не обязывает вторую сторону встречно исполнить обязательства – передать по договору мены принадлежавшую В*** А.Г. квартиру по адресу: г. У***.

 

Кушманцева В.А. в возражениях на кассационные жалобы просила оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.

 

Как следует из материалов дела, В*** А.Г., умершему *** г., при жизни на праве общей долевой собственности (доля в праве 15/100) принадлежала восьмикомнатная квартира, расположенная по адресу: г. У***.

Постановлением Главы города Ульяновска от 26.12.2008 г. № 10010 дом № *** г. У*** включен в Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году.

 

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 03.12.2009 г., утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 24.12.2009 г. № 10303, В*** А.Г. в связи с отселением из аварийного дома выделена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г.У***.

В*** А.Г. против соответствующего переселения не возражал, однако подписать подготовленный 11.03.2010 г. договор мены, по которому передавал комитету по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска долю в квартире по адресу: г. У*** (согласно правоустанавливающим документам – комната № 5 а жилой площадью 20,9 кв.м, что составляет 15/100 долей восьмикомнатной квартиры № 7 в доме № *** в г. У***) и получал квартиру по адресу: г.У***, не успел в связи со смертью.

Наследниками первой очереди после его смерти являются: Тряпкина Л.В. – мать, Низамова М.Ш. – жена и Кушманцева В.А. – дочь.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о необходимости включения выделенной наследодателю однокомнатной квартиры в состав наследственного имущества и признания на нее за наследниками, принявшими наследство, права собственности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

 

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Отношения по предоставлению В*** А.Г. жилого помещения взамен изымаемого подлежали оформлению путем заключения договора мены, что соответствует вышеприведенным положениям жилищного законодательства.

 

Поскольку многоквартирный дом № *** в г. У*** подлежит расселению, соответствующие обязательства в связи с изъятием жилого помещения возникают у муниципалитета перед лицами, принявшими наследственное имущество в виде принадлежавшей В*** А.Г. квартиры.

При таких обстоятельствах суд, несмотря на неподписание договора мены В*** А.Г. и отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на подлежавшие мене объекты, обоснованно включил спорную квартиру в состав наследственного имущества и признал право собственности на нее за наследниками.

Доводы кассационной жалобы о несоответствии этих выводов суда требованиям действующего законодательства правильность принятого решения не исключают, так как фактически условия договора были исполнены – В*** А.Г. переехал на постоянное место жительства в квартиру по адресу: г. У***.

 

Распределение долей между наследниками, с учетом отказа Тряпкиной Л.В. от наследства в пользу Кушманцевой В.А., сторонами не оспаривается, сомнений в правильности у судебной коллегии не вызывает.

 

В то же время судебная коллегия полагает необходимым с учетом обстоятельств фактического исполнения сделки дополнить резолютивную часть решения указанием на признание за муниципальным образованием «Город Ульяновск» права собственности на ранее принадлежавшее В*** А.Г. жилое помещение.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 04 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы мэрии города Ульяновска, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

Признать за муниципальным образованием «Город Ульяновск» право собственности на комнату № 5 а жилой площадью 20,9 кв.м, что составляет 15/100 долей восьмикомнатной квартиры № 7 в доме № *** в г.У***.

 

Председательствующий

 

Судьи