Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 26.04.2011, опубликован на сайте 06.05.2011 под номером 24647, 2-я гражданская, об обязании включить в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР и назначить трудовую пенсию по старости досрочно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Сафаров М.Т.                                                                       Дело-33- 1390/2011 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             26 апреля  2011 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. , Трифоновой Т.П.

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской  области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 22 марта  2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Аипова Г*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости в связи  с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения Аиповым Г*** А*** военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 16 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года.

Обязать Управление Персионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области назначить Аипову Г*** А*** трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), с 31 декабря 2010 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения  представителя УПФ РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской  областиАлтынбаевой Т.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Аипов Г.А. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указал, что решением комиссии пенсионного фонда  от 20.01.2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который не включен период прохождения им службы в Вооруженных силах СССР с 16.04.1982 г. по 25.04.1984 г. Полагал отказ незаконным, просил обязать  ответчика зачесть спорный период в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  УПФ РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что при разрешении спора суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, а именно – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйств». В действующих Правилах подсчета трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрена возможность включения службы в Вооруженных силах  СССР в специальный трудовой стаж. При применении утратившего силу законодательства  пенсия по старости также подлежала исчислению по ранее действовавшему законодательству.

В возражениях на кассационную жалобу Аипов Г.А. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие Аипова Г.А., извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав  граждан УПФ РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской области от 20.01.2011 г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением пенсионной деятельности из-за отсутствия необходимого специального стажа: зачтено 23 года 8 месяцев 23 дня (вместо требуемых 25 лет).  В специальный стаж не включен период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР с 16 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года.

Разрешая заявленные Аиповым Г.А. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в  Российской Федерации»  трудовая  пенсия  по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях  для  детей,  независимо  от  возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы  и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии  действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Аипов Г.А.  проходил службу в Вооруженных силах СССР в период с 16 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года, имеет 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (более 16 лет 8 месяцев), поэтому данный период обоснованно включен судом в стаж педагогической работы истца, с учетом которого его специальный стаж составляет более 25 лет.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 22 марта  2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления пенсионного фонда РФ в Старокулаткинском районе Ульяновской  области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: