Судебный акт
Постановление о взыскании исполнительского сбора незаконно
Документ от 19.04.2011, опубликован на сайте 27.04.2011 под номером 24581, 2-я гражданская, Об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                             Дело № 33-1396/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                19 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Хреновой Г.И.,

судей Аладина П.К., Кинчаровой О.Е., 

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 10 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя ОСП по Железнодорожному району УФССП России по Ульяновской области от 11 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора и отмене данного постановления отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области Друзиной В.А., просившей удовлетворить жалобу, судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области Николаевой Н.Г., представителя УФССП по Ульяновской области Матвеевой Н.И., просивших отказать в удовлетворении жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области (далее - УФСИН России) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области Николаевой Н.Г. от 11 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора и его отмене.

В обоснование заявления было указано, что оспариваемым постановлением от 11 января 2011 года с УФСИН России был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей в связи с неисполнением в добровольном порядке решения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2009 года, которое вступило в законную силу 26 января 2010 года. По решению суда на УФСИН России была возложена обязанность включить К*** А.М. в сводный список граждан - участников подпрограммы на 2010 год, с последующей выдачей ему жилищного сертификата. 11 марта 2010 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства. Им предложено в срок 5 дней включить К*** А.М. в сводный список. Постановление судебного пристава-исполнителя поступило 22 марта 2010 года. В связи с этим 26 марта 2010 года решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России К*** А.М. был включен в уточненный сводный список граждан - участников подпрограммы на 2010 год. 15 апреля 2010 года в УФСИН России по Ульяновской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 12 апреля 2010 года, которым внесены изменения в резолютивную часть постановления о возбуждении исполнительного производства от 11 марта 2010 года о замене резолютивной части в части обязания УФСИН России «включить К*** А.М. в сводный список граждан-участников подпрограммы, с последующей выдачей жилищного сертификата». В связи с этим сводный список 07 мая 2010 года был направлен в ФСИН России с письмом о выделении дополнительного финансирования. Поскольку соблюдение порядка выдачи гражданину сертификата делает невозможным его выдачу в пятидневный срок, выдача сертификата не входит в компетенцию УФСИН, являясь исключительной компетенцией ФСИН России, оснований для вынесения постановления судебного пристава-исполнителя от 11 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора не имелось.

 

Суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе УФСИН России ставит вопрос об отмене  решения суда и удовлетворении его заявления.

В своей жалобе автор ссылается на те же доводы, которыми он мотивировал свое заявление в суде первой инстанции. Кроме того, суд не учел, что длительность процедуры сбора документов для получения сертификата и необходимость его оформления в ФСИН России является основанием, по которому исполнить решение суда в 5-дневный срок не представилось возможным по не зависящим от него (заявителя) причинам.

 

В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо К*** А.М. просит отказать в её удовлетворении, поскольку при вынесении решения судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.

 

Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2009 года на УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность: «включить К*** А.М. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по УФСИН России по Ульяновской области, с последующей выдачей жилищного сертификата».

 

Решение суда вступило в законную силу 26 января 2010 года.

 

На основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом г. Ульяновска, 11 марта 2010 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство, должнику УФСИН России по Ульяновской области было предложено в срок 5 дней со дня получения постановления исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

 

02 ноября 2010 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в адрес УФСИН России по Ульяновской области было направлено требование об исполнении решения суда в части выдачи К*** А.М. жилищного сертификата.

 

Указанное требование должником исполнено не было.

 

11 января 2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Николаевой  Н.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления должника, сделал вывод о том, что УФСИН России по Ульяновской области не представлено каких-либо доказательств уважительности причин неисполнения решения суда от 30 ноября 2009 года в срок 5 дней со дня получения постановления, а ссылки должника на общий порядок выдачи сертификатов являются несостоятельными, поскольку в решении не указано на это. Кроме того, суд отклонил довод должника о том, что жилищный сертификат выдается ФСИН России, поскольку он не свидетельствует о незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора.

 

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела, установленным в суде первой инстанции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

 

Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

 

Установление оснований для предоставления отсрочки, рассрочки либо освобождения должника от уплаты исполнительного сбора законодатель отнес к полномочиям суда.

 

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

 

С учетом анализа приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно при наличии доказательств того, что исполнение установленных судебным приставом-исполнителем требований о добровольном исполнении исполнительного документа невозможно вследствие объективно непреодолимых, находящихся вне контроля должника чрезвычайных обстоятельств.

 

Как указано выше, решением суда от 30 ноября 2009 года на должника возложена обязанность «включить К*** А.М. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по УФСИН России по Ульяновской области, с последующей выдачей жилищного сертификата».

 

Решение суда в части включения взыскателя в сводный список должником исполнено.

 

26 марта 2010 года решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России К*** А.М. был включен в уточненный сводный список граждан - участников подпрограммы на 2010 год, а 07 мая 2010 года этот список был направлен в ФСИН России с письмом о выделении дополнительного финансирования.

 

Решение суда в части «с последующей выдачей жилищного сертификата» не исполнено.

 

В качестве доказательств невозможного исполнения требования исполнительного документа вследствие объективно непреодолимых, находящихся вне контроля должника чрезвычайных обстоятельств, УФСИН России по Ульяновской области сослалось на приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 04 июня 2007 года № 287.

 

Указанным Приказом утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция).

 

Разделом III Инструкции (п. п. 20-29) предусмотрен порядок организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов.

 

Согласно указанному выше порядку выпуск и выдача бланков государственных жилищных сертификатов осуществляется государственным заказчиком подпрограммы.

 

ФСИН России обеспечивает хранение и учет бланков государственных жилищных сертификатов.

 

Территориальные органы и образовательные учреждения УИС, в частности, применительно к настоящему делу УФСИН России по Ульяновской области, для получения бланков жилищных сертификатов направляет во ФСИН России документы, представленные ему гражданином - участником подпрограммы.

 

ФСИН России в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производит их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передает сертификаты представителю территориального органа, образовательного учреждения УИС для вручения указанным гражданам по доверенности.

 

Должностное лицо территориального органа, образовательного учреждения УИС при получении сертификатов во ФСИН России в течение 5 рабочих дней уведомляет получателей сертификатов о месте и времени вручения сертификатов и организует их вручение.

 

Вынося постановление о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель, а в последующем суд, рассматривающий настоящее дело, не учли, что решением суда от 30 ноября 2009 года на должника не была возложена обязанность на УФСИН России по Ульяновской области выдать государственный жилищный сертификат.

 

Как следует из мотивированной и резолютивной части указанного выше решения суда, на должника была возложена обязанность «включить К*** А.М. в сводный список граждан … на 2010 год …, с последующей выдачей жилищного сертификата», где указание «с последующей выдачей жилищного сертификата» является производной от основной обязанности по включению взыскателя в список, которое сделано судом именно с учетом указанного выше порядка организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов.

 

Поскольку выдача гражданину сертификата производится в соответствии с указанным выше порядком, то у судебного пристава-исполнителя, а в последующем и у суда отсутствовали правовые основания для вывода о наличии в действиях (бездействии) должника вины в неисполнении обязательства, которое на него было возложено исполнительным документом.

 

В связи с этим доводы УФСИН России по Ульяновской области о том, что исполнение установленного судебным приставом-исполнителем требования о добровольном исполнении исполнительного документа в части выдачи взыскателю государственного жилищного сертификата в сроки, установленные им, невозможно вследствие объективно непреодолимых (находящихся вне его контроля обстоятельств), являются обоснованными.

 

Судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств того, что должником без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, не были приняты все необходимые меры для добровольного исполнения решения суда от 30 ноября 2009 года в части «с последующей выдачей жилищного сертификата».

 

При таких установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району УФССП России по Ульяновской области Николаевой Н.Г. оснований для вынесения постановления от 11 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 рублей не имелось.

 

В связи с этим постановление судебного пристава-исполнителя от 11 января 2011 года подлежит отмене.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 10 марта 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, по которому заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области удовлетворить.

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району УФССП России по Ульяновской области Николаевой Н.Г. от 11 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 рублей с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области отменить.

 

Председательствующий

 

Судьи