Судебный акт
Назначение досрочной пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда
Документ от 12.04.2011, опубликован на сайте 28.04.2011 под номером 24448, 2-я гражданская, о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                               Дело № 33-1263/2011 г.                                                                          

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                                   12 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Маслюкова П.А. и Камаловой Е.Я.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Коноваловой Р*** З*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Коноваловой Р*** З*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска  Ульяновской области засчитать Коноваловой Р*** З*** в стаж, дающий право на  досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период работы с 18 сентября 1981 года по 18 марта 1982 года включительно в качестве анодировщицы в цехе покрытий металлов гальваническим способом в Государственном акционерном обществе «Ташкентское авиационное Производственное объединение им. В.П.Чкалова»; с 01 января 1988 года по 03 октября 1988 года в качестве сборщика изделий из стеклопластика в цехе № 261 ОАО «УАПК Авиастар».

В остальной части иска Коноваловой Р*** З*** – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения Коноваловой Р.З., представителя Коноваловой Р.З. – Жереновской Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя МУЗ «ГКБ №1» Сулацковой О.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коновалова Р.З. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области об отмене решения комиссии, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии.

В обоснование исковых требований указала, что в периоды с 18.09.1981 года по 08.06.1982 года работала в качестве анодировщицы в цехе покрытий металлом гальваническим способом в Государственном акционерном обществе «Ташкентское авиационное Производственное объединение им.В.П.Чкалова»; с 01.01.1988 года по 27.10.1988 года - в качестве сборщика изделий из стеклопластика в цехе № 261 ОАО «УАПК Авиастар»; с 11.04.1990 года по 27.07.2006 года - в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения  МУЗ «Городская больница № 1». Указанные периоды она работала по льготным профессиям, полный рабочий день, работа проходила в тяжелых условиях. 27.10.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 2, однако ей было отказано. Ответчик засчитал в специальный стаж по Списку № 2 только 3 месяца 12 дней. Остальные периоды ответчик отказался засчитать в стаж работы с тяжелыми условиями труда. Просила включить спорные периоды работы в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения. 

Разрешив по существу заявленные по делу требования, суд постановил решение, приведённое выше.

В кассационной жалобе Коновалова Р.З. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении её заявленных требований. Полагает, что суд не выяснил все обстоятельства дела, не затребовал письменных доказательств её работы на стерилизаторах и сухожаровых шкафах в МУЗ «Городская больница № 1», не уточнил специфику работы. Считает, что суд необоснованно не  принял во внимание свидетельские показания, подтверждающие обоснованность ее требований, при наличии признания ответчиком и третьим лицом того факта, что она действительно на протяжении 16 лет работала с автоклавами. Указывает, что трудовая книжка, удостоверение о допуске к работе со стерилизаторами ею не утрачены. При этом считает, что суд не учел Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781  и перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости как год и 6 месяцев. Полагает, что ею фактически выполнялась работа медицинской  сестры стерилизационной, дающая право на  досрочную пенсию. Суд незаконно применил как основание к отказу положения пункта 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. 

В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу  Коноваловой Р.З. – без удовлетворения.

Представитель УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, извещенный надлежащим образом о  месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.          

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от            17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской             Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,            установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (55 лет для           женщин), следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих         работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках           производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам лётного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ,        предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на  льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом      настоящего подпункта.

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2  пользуется, согласно разделу ХХ1V «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных.

В соответствии со Списком №2, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 №1173, согласно разделу ХХV1 «Учреждения здравоохранения» правом на льготное пенсионное обеспечение обладает младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающих больных), прозекторских и моргах, а также работники, занятые в противочумных учреждениях.

Считая, что она имеет право на досрочное назначение пенсии  в связи  с тяжёлыми условиями труда, истица Коновалова Р.З. 27.10.2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Однако в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии специального стажа работы. При этом Пенсионный фонд не засчитал в специальный стаж периоды работы истицы с 18.09.1981 года по 08.06.1982 года в качестве анодировщицы в цехе покрытий металлом гальваническим способом в Государственном акционерном обществе «Ташкентское авиационное Производственное объединение им.В.П.Чкалова»; с 01.01.1988 года по 27.10.1988 года  в качестве сборщика изделий из стеклопластика в цехе № 261 ОАО «УАПК Авиастар»; с 11.04.1990 года по 27.07.2006 года в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения  МУЗ «Городская больница № 1» в связи с отсутствие документов, подтверждающих льготный характер работы истицы.

При рассмотрении дела  суд первой инстанции пришел к правильному             выводу о необоснованности заявленных истицей требований о включении  в специальный стаж периода ее работы в МУЗ «Городская больница № 1»   с 11.04.1990 года по 27.07.2006 года в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 утверждены             Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления             трудовых пенсий.

Согласно пункту 6 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При этом должность автоклавера не была предусмотрена Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 ,  Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что период работы истицы с 11.04.1990 года по 27.07.2006 года в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения не подлежит включению в специальный стаж, влекущий назначение досрочной пенсии по старости.

Довод жалобы о тождественности должности санитарки централизованного стерилизационного отделения и автоклавера не может служить основанием для зачета работы в данной должности в специальный стаж.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Списки учреждений здравоохранения и должностей в данных организациях  в принципе не содержат  такой должности, как автоклавер.

Следовательно, законных оснований для установления тождественности двух должностей для включения работы истицы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии у суда первой инстанции не имелось.

Доводы истицы о том, что в оспариваемый период ею фактически исполнялись обязанности медицинской сестры стерилизационной, что дает ей право  на досрочную пенсию на основании Постановления Правительства  РФ от 29.10.2002 г. №781, являются несостоятельными в связи со следующим.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с данным Списком  медицинская сестра стерилизационной, относящаяся к среднему медицинскому персоналу больниц всех наименований, имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицо, осуществлявшее лечебную деятельность.

Из материалов дела не усматривается, что у истицы имеется среднее медицинское образование, которое позволило бы её отнести к среднему медицинскому персоналу. Так, в трудовой книжке истицы имеется запись об её среднем образовании,  сведения о получении ею среднего медицинского образования отсутствуют.

При таких обстоятельствах  неправомерным является утверждение истицы о фактическом выполнении ею обязанностей медицинской сестры  стерилизационной в оспариваемый период.

Указанный выше Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»   не подразумевает возможности  назначения  досрочной пенсии по старости  младшему  медицинскому персоналу стерилизационных отделений, к которому относилась  на тот момент истица.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений             норм материального и процессуального права, всем юридически значимым             обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коноваловой Р*** З*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи