Судебный акт
Признание незаконным решения призывной комиссии в части определения категории годности к военной службе
Документ от 29.03.2011, опубликован на сайте 14.04.2011 под номером 24230, 2-я гражданская, О признании незаконным решения призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Володина Л.А.                                                                            Дело № 33- 989/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   29 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей   Гурьяновой О.В. и Камаловой Е.Я., 

при секретаре   Яковлевой Т.Ю.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области от 23 декабря 2010 года в части определения категории годности Козлова А*** В*** к военной службе и предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу.

Обязать призывную комиссию муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области устранить нарушение прав Козлова А*** В***, приняв решение о признании его ограниченно годным к военной службе и освобождении его от призыва на военную службу.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии, в  пользу Козлова А*** В*** понесенные им судебные расходы в сумме 11 688 рублей.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области  за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии, оплату производства экспертизы в сумме 17 700 рублей, с перечислением взысканной суммы на лицевой счет получателя бюджетных средств – Федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в Управление Федерального казначейства по Самарской области.

В удовлетворении остальной части требований Козлова А.В. о взыскании судебных расходов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения представителя Военного комиссариата Ульяновской области Клинк М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Козлов  А.В. обратился в суд с жалобой о признании незаконным решения призывной комиссии ОВК Ульяновской области по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам от 23.12.2010 года в отношении него о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и возложении обязанности  по  принятию решения  об освобождении его от призыва на военную службу.

В обоснование своих требований указал, что состоит на воинском  учете и является призывником ОВК Ульяновской области по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам. В период с 14.12.2010 года по 22.12.2010 года он был обследован по направлению призывной комиссии ОВК в Ульяновской областной клинической больнице. По результатам обследования у него обнаружили ***. Указывал, что названные заболевания соответствуют ст. 72 п. «в» и ст. 25 п. «б»  расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 574, которое предусматривает основания для признания его ограниченно годным к военной службе.  По  его мнению, он подлежал освобождению от призыва на военную службу (категория годности «В»). Представив акты обследования врачам-специалистам призывной комиссии ОВК Ульяновской области по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам,  он получил заключение о категории годности к военной службе «Г», то есть временно не годен к военной службе. Комиссией было принято решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу до 01 апреля 2011 года, с которым заявитель не согласился, поскольку оно нарушает его права на освобождение от призыва на военную службу.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить в части взыскания судебных расходов в размере 11 688 рублей и расходов по оплате судебной экспертизы в размере 17 700 рублей.

В обоснование доводов указывает, что права Козлова А.В. были нарушены призывной комиссией МО «Город Димитровград», а не Военным комиссариатом Ульяновской области. Призывные комиссии создаются на основании Постановления губернатора Ульяновской области и не являются структурными подразделениями ВК Ульяновской области. Полагает, что  суд неверно трактует Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией ФЗ РФ от 01.12.2004 года «О воинской обязанности и военной службе»,  содержащие исчерпывающий        перечень возможных расходов  и не предусматривающие  компенсацию расходов, связанных с признанием судами незаконными решений призывной комиссии. Судебные расходы могут быть взысканы только с Правительства Ульяновской области.

Заявитель Козлов А.В., представитель Правительства Ульяновской области, извещенные надлежащим образом о  месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что решением призывной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» от 23 декабря 2010 года Козлову А.В. определена категория годности к военной службе «Г» – временно не годен к военной службе, ему на основании ст.24 п.1а того же закона предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 апреля 2011 года.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

В соответствии со статьей 23 того же закона от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с заключением  судебной экспертизы № *** от 04 февраля 2011 года, проведенной 97 Государственным Центром судебно-медицинских криминалистических экспертиз Центрального военного округа, у Козлова А.В. в процессе стационарного обследования в урологическом отделении военного госпиталя ФГУ «352 ОВКГ» МО РФ было установлено наличие заболевания - «***». Эксперты пришли к выводу, что имеющееся у  него  заболевание подпадает под действие ст.72 «в» Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123). По своему состоянию здоровья Козлов А.В. является ограниченно годным к военной службе.

С учетом заключения судебно-медицинской экспертизы,   иных  доказательств, подтверждающих наличие у  заявителя указанного заболевания, в том числе акта исследования состояния здоровья заявителя, проводившегося с 14 по 22 декабря 2010 года в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», судом обоснованно сделан вывод о незаконности  решения призывной комиссии в части определения категории годности к военной службы заявителя и  предоставления ему отсрочки от призыва.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При этом на основании статьи 94 данного кодекса к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на проезд и проживание сторон; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку расходы заявителя на проезд от места жительства к месту освидетельствования и обратно в сумме 430 рублей, на медицинское освидетельствование в сумме 5458 рублей, на составление доверенности в сумме 600 рублей,  на оплату госпошлины в сумме 200 рублей были  подтверждены им документально, они обоснованно взысканы судом с Военного комиссариата Ульяновской области.

В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом требований  разумности и справедливости судом правомерно  определена подлежащая взысканию с Военного комиссариата Ульяновской области сумма  расходов на оплату услуг представителя в  5000 рублей.

Ввиду удовлетворения требований заявителя в полном объеме,  обоснованно и возложение судебных расходов по проведению экспертизы в размере  17 700 рублей на Военный комиссариат Ульяновской области.

С доводами кассационной жалобы Военного комиссариата Ульяновской области, оспаривающего постановленное судом решение только в части взыскания  с него судебных расходов, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии  с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона  Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2  и 3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе» Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу. Компенсация  указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.

Приказом  Министра обороны РФ от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено осуществление через военные комиссариаты компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Поскольку решение призывной комиссии  от 23 декабря 2010 года было признано незаконным,  вывод суда о возложении судебных расходов  на Военный комиссариат Ульяновской области соответствует требованиям действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, судебная  коллегия  полагает,  что решение  постановлено  исходя из установленных  по  делу  обстоятельств и   требований материального  и  процессуального  закона, поэтому  считает  его законным  и  обоснованным. Оснований   для  отмены   решения  по  доводам  кассационной  жалобы не  имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи