Судебный акт
О возложении обязанности по обустройству скотомогильника
Документ от 29.03.2011, опубликован на сайте 29.04.2011 под номером 24156, 2-я гражданская, О возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Першина С.В.                                                                 Дело № 33-1068/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         29 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Аладина П.К., Булгакова Г.М., 

при секретаре   Свинцовой Е.Ю.                

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари), расположенного между с. Новиковка Старомайнского района и с. Ясашное Помряскино Старомайнского района в 1 км от с. Новиковка, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный между с. Новиковка Старомайнского района и с. Ясашное Помряскино Старомайнского района в 1 км от с. Новиковка, в соответствии с требованиями ветеринарно- санитарных правил.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., пояснения представителя Правительства Ульяновской области  Шашиной О.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора  Сальникова А.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и надлежащем содержании его.

Требования мотивированы тем, что на территории МО «Краснореченское сельское поселение»  между селами  Новиковка и Ясашное Помряскино в 1 км к северо-западу от с. Новиковки расположен скотомогильник (яма Беккари), который не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Указанный объект является бесхозяйным и создает угрозу для жизни и здоровья людей.

В силу действующего законодательства осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поэтому ответственность за постановку на учёт, устройство, санитарное оборудование скотомогильника (ям Беккари) как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.

Бездействие Правительства Ульяновской области по непостановке на учёт указанного выше бесхозяйного скотомогильника и непринятие мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на её защиту от негативного воздействия.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области  просит решение суда отменить как не соответствующее законодательству. В жалобе оспаривается законность вывода суда о необходимости постановки скотомогильника на учет как имущества, относящегося к собственности субъекта РФ.  По мнению автора жалобы, спорный скотомогильник должен относиться к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Судом установлено, что на территории МО «Краснореченское сельское поселение» место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества: скотомогильник (яма Беккари), расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка.

Состояние скотомогильника не соответствует требованиям п. п. 5.6, 5.8, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.1995 за № 13-7-2/469, в соответствии с которыми территория скотомогильника должна быть  огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора должна быть установлена  траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, должен быть обустроен  люк, обваловка, в результате чего доступ к указанному объекту должен осуществляется свободно. Яма должна быть оборудована навесом- высотой 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра.

Указанные требования по скотомогильнику не соблюдены.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Однако согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, обязанности создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  не предусматривает.

При таких обстоятельствах выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, его содержанию отвечают требованиям вышеприведенного законодательства, а доводы кассационной жалобы в этой части обоснованными признать нельзя.

Решение суда является правильным, отмене по доводам кассационной жалобы оно не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи