Судебный акт
Обеспечение лекарствами детей-инвалидов
Документ от 29.03.2011, опубликован на сайте 29.04.2011 под номером 24154, 2-я гражданская, Об обеспечении лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на их приобретение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Першина С.В.                                                         Дело № 33-1066/2011г.                                                                        

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   29 марта 2011г.                                                                                    

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Бабойдо И.А.,

судей Булгакова Г.М., Аладина П.К.,

при секретаре  Свинцовой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 февраля 2011 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора города Димитровграда, действующего в интересах несовершеннолетней Коробовой Е*** П*** и неопределенного круга лиц, к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении финансирования обеспечения лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, удовлетворить частично.

Взыскать с пользу Коробовой Н*** М*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение препаратов «Г***» и  «Э***» для ребенка-инвалида Коробовой Е*** П***, ***.2008 года рождения, в размере 2799 рублей с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области.

В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области прокурору города Димитровграда, действующему в интересах несовершеннолетней Коробовой Е*** П*** и неопределенного круга лиц, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М.,  мнение прокурора  Сальникова А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда, действующий в интересах несовершеннолетней Коробовой Е.П., обратился в суд с иском к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об финансировании обеспечения лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.

Требования мотивированы тем, что Коробова Е.П. является ребенком- инвалидом. 21.09.2010. В период прохождения амбулаторного лечения лечащим врачом ей были выписаны препараты – к***, г***, э***, которые бесплатно в аптеках г. Д*** выданы не были, а были приобретены на деньги ее матери Коробовой Н.М. в аптеке ООО «А***», на что было израсходовано 3 075 руб.30 коп.

Таким образом, гарантированные законом права ребенка-инвалида Коробовой Е.П. на льготное лекарственное обеспечение были нарушены.

В результате незаконных действий ответчиков Коробовой Н.М.  причинен материальный вред в размере стоимости приобретенных за собственный счет лекарственных средств.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит решение суда отменить, указывая, что суд необоснованно взыскал с Министерства финансов   области  денежную сумму, израсходованную Коробовой Н.М. на приобретение лекарственных препаратов для ее дочери, являющейся ребенком – инвалидом.

Лекарственные средства «Э***», «К***», Г***» не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, финансирование расходов на указанные цели проводится по предложению муниципальных образований не из средств субъекта федерации, а из  сумм, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций.

Участники процесса были извещены о времени  и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции явился только прокурор. Поскольку неявившиеся участки по делу не известили суд о причинах своей неявки, судебная коллегия определила  рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив  материалы дела, обсудив  доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Коробова Е.П. является ребенком – инвалидом. 21.09.2010  лечащим врачом  ФГУЗ МСЧ №*** ФМБА России Коробовой Е.П.  были выписаны г***, э***, к***, которые бесплатно в аптеках города Д*** выданы не были, а приобретены на деньги матери ребенка Коробовой Н.М. за 3 075 руб. 30 коп.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности  и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»  утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.

В Приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.

Таким образом, право на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения  гарантировано названным постановлением.

Пунктом 4 этого же Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 N 7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено  полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Ульяновской области; осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.

Министерство, в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5  Положения, совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 № 128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.

По делу было установлено, что финансирование   затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994. № 890 на территории г.Димитровграда  производилось не в полной мере.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных истицей требований.

Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Ульяновской области о том, что финансирование указанного выше Постановления Правительства РФ осуществляется на основании предложений муниципальных образований из средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах дела.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на субъекты Российской Федерации  возложена обязанность по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, поскольку в г. Д*** не организовано бесплатное предоставление детям-инвалидам лекарственных препаратов на бесплатной основе, то суд обоснованно взыскать в пользу Коробовой Н.М. расходы в связи с приобретением лекарственных препаратов   для ребенка-инвалида Коробовой Е.П. с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны области.

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия считает возможными проверить законность оспариваемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда,  не имеется.

Материальный закон судом применен правильно.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи