Судебный акт
Оспаривание представления прокурора, вынесенного в адрес муниципального предприятия
Документ от 29.03.2011, опубликован на сайте 05.04.2011 под номером 24136, 2-я гражданская, Жалоба на действия прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Васильева Е.В.                                                                            Дело № 33-983/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              29 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.,

при секретаре    Бутузовой Я.А.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе МУП «Ульяновская городская электросеть» на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении жалобы муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть» на действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М.; признании незаконным представления прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М от 20.01.2011 № *** об устранений нарушений закона, вынесенного в адрес муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть», отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя МУП «УльГЭС» Гусевой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновская городская электросеть» обратилось в суд с жалобой на действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. и просило признать незаконными действия прокурора по вынесению в адрес МУП «Ульяновская городская электросеть» представления, а также само представление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. от 20.01.2011 № *** об устранении нарушений закона.

В обоснование заявленных требований указало, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска  на имя директора МУП «Ульяновская городская электросеть» внесено представление об устранении нарушений закона, которым предписано рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять меры по устранению нарушений законодательства и недопущению их впредь, а именно: предоставить предложения об оснащении приборами учета электрической энергии собственникам помещений в многоквартирных  домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п. У***, ул. У***, д. ***, д. ***, с. О***, ул. М***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***; с. Б***, ул. Г***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***; ул. С***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***; г. Ульяновск, ул. Х***, д. ***; ул. К***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***, д. ***; привлечь  к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона; о принятых мерах в месячный срок сообщить в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска. 

Заявитель полагает, что действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска по внесению названного представления нарушают права МУП «УльГЭС». Предприятие осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и его сети присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями  Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» оснащению приборами учета. Требование  о принятии конкретных мер по устранению нарушений законодательства возлагает обязанность предоставить  собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы  собственников помещений в многоквартирных домах, предложения об оснащении приборами учета электрической энергии. Однако МУП «УльГЭС» не может и не должно предпринимать дополнительные меры по устранению названных нарушений закона, поскольку задолго до даты внесения представления указанные нарушения  были устранены самостоятельно, предложения были направлены 27.07.2010, о чем в представлении имеется отметка прокурора. Повторного устранения нарушений – вторичного предоставления предложений об оснащении указанных объектов  приборами учета электроэнергии законодательство РФ не предусматривает. Требование привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности также незаконно, так как в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ привлечение работников  к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не его обязанностью. Лица, виновные в несоблюдении сроков представления предложений, – *** К*** С.М. и *** Г*** И.А., – были уволены с предприятия, а в отношении К*** С.А., ранее занимавшего должность ***, возбуждено дело об административном правонарушении.  Привлечение последнего к дисциплинарной ответственности возможно лишь по результатам рассмотрения УФАС по Ульяновской области дела об административном правонарушении.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе МУП «Ульяновская городская электросеть» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и постановить по делу новое решение. При этом ссылается на те же доводы, которые были приведены в заявлении, адресованном в суд первой инстанции. Кроме того, указывает, что по смыслу ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре в РФ» прокурором может быть внесено представление только об устранении нарушений закона. Однако МУП «УльГЭС» задолго до внесения представления самостоятельно устранило допущенные нарушения, направив в адрес управляющих компаний соответствующие предложения. Повторное направление предложений закон не предусматривает. Вывод суда о необходимости направления предложений всем собственникам жилых помещений в многоквартирных домах является неправильным и не соответствует содержанию ч.ч. 5, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. По смыслу названного закона, а также с учетом положений ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 169 ЖК РФ в случае управления многоквартирным домом управляющей компанией (ТСЖ, ЖК), предложение направляется только управляющей компании, в случае непосредственного управления собственниками – каждому собственнику в многоквартирном доме либо их представителю.

Суд не принял во внимание, что требование прокурора привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит нормам Трудового кодекса РФ, который ограничивает право работодателя на применение дисциплинарного взыскания одним месяцем с момента совершения проступка. В решении суда отсутствуют мотивы, по которым он отверг данные доводы заявителя.

Кроме того, сети МУП «УльГЭС» не имеют непосредственного присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования домов №№ *** по ул. М*** в с. О*** и домов №№ *** по ул. К*** г. Ульяновска, следовательно, в отношении данных домов у предприятия отсутствует обязанность по направлению предложений об оснащении их приборами учета. Судом в ходе рассмотрения дела данный вопрос на обсуждение не ставился.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Статьей 22 Закона прокурору предоставлено право при осуществлении возложенных на него функций вносить представления об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 ФЗ № 2202-1).

Как видно из материалов дела, 20.01.2011 прокурор Засвияжского района г. Ульяновска Силантьев И.М. внес в МУП «УльГЭС» представление № *** об устранении нарушений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором указал, что в нарушение требования ч. 10 ст. 13 данного закона предприятие не направило в установленный срок собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: п. У***, ул. У***, д. ***, с. О***, ул. М***, д. ***; с. Б***, ул. Г***, д. ***; ул. С***, д. ***; г. Ульяновск, ул. Х***, д. ***; ул. К***, д. ***, предложения об оснащении жилых помещений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Указанным представлением руководителю предприятия предложено рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства и недопущению их впредь; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона; о принятых мерах не позднее, чем в месячный срок письменно сообщить в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска (с приложением копий приказов о наказании виновных лиц).

Названный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и имеет целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статьей 13 Закона предусматривается обеспечение обязательного учета используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (ч. 5 ст. 13).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13).

До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 10 ст. 13).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что МУП «УльГЭС» не выполнило требования, изложенные в ч. 10 ст. 13 Закона, и направило соответствующие предложения лишь 27.07.2010 и только в адреса управляющих компаний, в связи с чем у прокурора Засвияжского района имелись основания для вывода о нарушении МУП «УльГЭС» требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесении представления об устранении нарушений закона.

С учетом изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления МУП «УльГЭС» об оспаривании представления прокурора Засвияжского района г. Ульяновска от 20.01.2011 № ***.

Доводы, приведенные МУП «УльГЭС» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Из содержания приведенной выше ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (утв. Приказом Минэнерго России от 16.04.2010 № 178) следует, что предложения должны направляться не только в отношении коллективного прибора учета, но также и в отношении индивидуального и общего (в коммунальных квартирах) приборов учета, и не только управляющим компаниям, но и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, довод кассационной жалобы об обязанности МУП «УльГЭС» направлять предложения собственникам жилых помещений в доме только в случае непосредственного управления ими жилым домом, а в остальных случаях –   управляющим компаниям (ТСЖ, ЖК), основан на неправильном толковании закона и не может быть принят во внимание.

Следовательно, изложенное прокурором в представлении требование к МУП «УльГЭС» об исполнении положений ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, в том числе и в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, является обоснованным и подлежит исполнению заявителем.

Требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в неисполнении федерального закона, не может быть признано незаконным, поскольку предполагается, что привлечение к дисциплинарной ответственности должно быть произведено администрацией предприятия с соблюдением норм Трудового кодекса РФ.

При этом отсутствие возможности привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности с учетом ограничений, установленных Трудовым кодексом РФ, может быть мотивировано администрацией в сообщении прокурору, которое должно быть направлено ему в месячный срок в соответствии с п. 3 представления.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что часть домов, указанных в представлении прокурора, не  имеют непосредственного присоединения к сетям МУП «УльГЭС», не может повлечь отмену решения суда и не свидетельствует о незаконности представления прокурора в указанной части.

О названном обстоятельстве МУП «УльГЭС» в ходе рассмотрения дела в суде не заявляло и обнаружило его уже после вынесения решения суда. С учетом того, что перечень приведенных прокурором в представлении жилых домов заявителем не оспаривался, у суда первой инстанции не имелось оснований проверять данное обстоятельство, поскольку в соответствии с правилами ст.ст. 195-196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований и на основании представленных доказательств.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что данное обстоятельство, исходя из содержания представления, существенного значения не имеет и может быть изложено в сообщении МУП «УльГЭС» в адрес прокуратуры о мерах, принятых по представлению.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МУП «Ульяновская городская электросеть» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                           

 

Судьи