УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева Е.В.
Дело 33-974/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 22 марта 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Нефёдова О.Н.,
при секретаре Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Низамова Р*** Ф*** на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18
января 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования Низамова Р*** Ф*** к Правительству Ульяновской области о
признании действий незаконными, взыскании недополученных денежных сумм оставить
без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи
Трифоновой Т.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Низамов
Р. Ф. обратился в суд с иском к
Правительству Ульяновской области о признании действий незаконными, взыскании
недополученных денежных сумм.
Иск мотивировал тем, что Правительством Ульяновской области 29.09.2009 года установлена величина
прожиточного минимума в размере 3966 руб.
на 2010 год. Указанный размер прожиточного минимума значительно ниже
прожиточного минимума, установленного
Постановлением Правительства РФ от
15.07.2010 года за № 529, который для пенсионеров составляет 4395 руб. Он
является получателем государственной
социальной пенсии по инвалидности,
выплату пенсии осуществляет ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском
районе г. Ульяновска с 01.11.2006 года.
С 01.01.2010 года в соответствии с Федеральным законом №178 «О
государственной социальной помощи» ему начислена социальная доплата к пенсии.
Федеральная доплата устанавливается
пенсионеру органом пенсионного фонда, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума
пенсионера. Таким образом, с 01.01.2010 года он должен
ежемесячно получать 4 395 руб., тогда
как выплачивается ему ежемесячно только
3966 руб. Просил признать действия Правительства Ульяновской области
незаконными и взыскать с ответчика за
счет средств бюджета Ульяновской
области недополученные денежные средства
начиная с 01.01.2010 года.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Низамов Р.Ф. решение суда считает
незаконным и просит его отменить,
указывая, что при начислении социальной доплаты к пенсии необходимо применять размер прожиточного
минимума, установленный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 года за № 529, в размере 4395
руб. для пенсионеров. Вместе с тем суд незаконно применил при рассмотрении
дела Постановление Правительства Ульяновской области от 29.09.2009 № 129-ЗО,
которым установлен прожиточный минимум для пенсионеров в сумме 3966 руб. в
месяц.
В решении суда не
отражены документы, представленные им в обоснование своей позиции по делу:
публикации в Российской газете, а также Постановление Правительства РФ от
15.07.2010 № 529.
Суд не предоставил
ему возможность ознакомиться с документами, представленными Правительством
Ульяновской области, в обоснование своей позиции по делу.
В возражениях на
кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г.
Ульяновска решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его
без изменения.
В судебное заседание
участники процесса не явились.
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска и
Правительство Ульяновской области представили заявления о рассмотрении дела в
своё отсутствие.
Низамов Р.Ф. в
судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения
свободы. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В ходе рассмотрения
дела было установлено, что Низамов Р.Ф. с 01.11.2006 года является
получателем государственной социальной
пенсии по инвалидности, которую ему выплачивает УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе
г. Ульяновска.
В соответствии с
п. 1 ст. 12.1 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной
помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на
территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную
деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному
страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в
соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше
величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с
пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в
Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 1
вышеуказанного закона социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину
(пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер
социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые
предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4
статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах
Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет
средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральная
социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными
органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его
материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3
настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера,
установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О
прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской
Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей
величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. При этом федеральная социальная доплата
к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его
материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины
прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации
(ст. 4 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи»).
С учётом
вышеизложенного, доводы истца о том, что общая сумма его материального
обеспечения должна быть равной величине прожиточного минимума пенсионера в
целом по Российской Федерации, не основан на законе.
В целях установления социальной доплаты к
пенсии, предусмотренной Федеральным законом
от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьей 1 Закона Ульяновской области от
29.09.2009 N 129-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума
пенсионера в Ульяновской области на 2010 финансовый год" на 2010 год установлена
величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области в размере 3966
рублей в месяц.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона
от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по состоянию на 01.01.2010 года
размер социальной пенсии по инвалидности 3 группы составлял 2177,70 руб. размер
ежемесячной денежной выплата инвалиду 3 группы по состоянию на 01.01.2010 года
составлял 1236 руб. (ст. 28.1 Федерального закона от
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации»).
Согласно пунктам
2-3 ст. 12.1 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной
помощи» при подсчете общей суммы
материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных
выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии
по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4
статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
2) дополнительного
материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной
денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер
социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов
Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной
поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей
суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной
поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной
форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате
пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по
оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного
и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных
услуг.
Таким образом, с
01.01.2010 года размер социальной доплаты к пенсии истца составил: 3966 –
2177,70 – 1236 = 552,3 руб.
С 01.04.2010г. в
связи с индексацией размера пенсий размер социальной пенсии, выплачиваемой
истцу, составил 2369,34 руб., размер ежемесячной денежной выплаты – 1359,60
руб. При таких обстоятельствах размер
социальной доплаты к пенсии составил: 3966 – 2369,34 – 1359,6 = 237,06
руб.
С 01.07.2010г.
общая сумма материального обеспечения истца составила 3809,73 руб. (сумма
социальной пенсии 2450,13 руб. и ежемесячной денежной выплаты) – 1359,6 руб.). Размер
федеральной социальной доплаты к пенсии -156,27 руб. (3966 – 3809,73).
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что
федеральная социальная доплата к пенсии установлена истцу в соответствии с
действующим законодательством. Данная доплата установлена с таким расчетом, что
общая сумма материального обеспечения истца равна величине прожиточного
минимума, установленного в субъекте РФ – в Ульяновской области.
Доводы
кассационной жалобы истца основаны на неверной трактовке действующего
законодательства.
Поскольку
нарушений норм материального и процессуального законодательств при рассмотрении
данного дела судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой
инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 18
января 2011 года без изменения, а
кассационную жалобу Низамова Р*** Ф***
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи