УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Зобова Л.В. Дело
№ 33-1026/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 22
марта 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Сиразетдиновой
Э.Я.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном
районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Железнодорожного районного
суда г. Ульяновска от 16 февраля 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Головановой С*** А*** удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Головановой
С*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости с 17.05.2010 г., включив в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды её работы:
- с 01.01.1989 г. по
28.08.1991 г. в льготном исчислении 1 год 6 месяцев в должности
врача-анестезиолога в анестезиологическом отделении Медсанчасти Ульяновского
Автозавода;
- с 11.07.2002 г. по
31.03.2003 г. и с 01.05.2003 г. по 13.08.2007 г. в льготном исчислении 1 год 6
месяцев в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении
анестезиологии-реанимации ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь
ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота».
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)
в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области в пользу Головановой
С*** А*** расходы по оплате государственной пошлине в сумме 200 рублей, расходы
на оплату услуг представителя 4000 рублей.
Заслушав доклад
судьи Нефедова О.Н., объяснения Головановой С.А. и ее представителя Сахаровой
О.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Голованова С.А.
обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Ульяновской области) о включении в специальный стаж периодов работы и
назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В
обоснование иска указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,
получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее необходимого стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской
местности и поселках городского типа. В частности, ответчик не засчитал в специальный
стаж период ее работы с 11.07.2002 г. по 31.03.2003 г. и с 01.05.2003 г. по
13.08.2007 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении
анестезиологии-реанимации ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь
ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота», поскольку
наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением
Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Истица полагает отказ в назначении
досрочной пенсии необоснованным, так как ГУЗ «Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн – международный центр по старению «Забота» входил в
систему учреждений здравоохранения.
Наряду с
оспариванием вышеуказанного периода трудовой деятельности, Голованова С.А.
просила период работы с 01.01.1989 г. по 28.08.1991 г. в должности
врача-анестезиолога в анестезиологическом отделении Медсанчасти Ульяновского
Автозавода засчитать в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, муниципальное учреждение здравоохранения
«Центральная клиническая медико-санитарная часть», государственное учреждение
здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн»,
Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска, Министерство здравоохранения
Ульяновской области и, разрешив по существу заявленные требования, постановил
приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области ставит
вопрос об отмене решения суда в связи с существенным нарушением норм
материального права. В частности указывает, что период работы истицы с
01.01.1989 г. по 28.08.1991 г. в анестезиологическом отделении Медсанчасти
Ульяновского Автозавода не может быть зачтен в льготном исчислении, так как запись
в трудовой книжке об изменении должности «врач-анестезиолог» на должность «врач-анестезиолог-реаниматолог»
и наименования отделения «анестезиологическое» на
«анестезиолого-реанимационное» произведена с нарушением п. 2.8 Инструкции о
порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР
от 20.06.1974г. № 162. Согласно акту документальной проверки в лицевых счетах
за 1989 г. - 1991 г. и в тарификационном списке за 1989 г. Голованова С.А.
значится в отделении «анестезиологическое» в должности «анестезиолог».
Наименование должности «врач-анестезиолог» и наименование отделения
«анестезиологическое» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть
месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений по охране здоровья населения, утвержденным
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Ответчик
полагает, что документально работа Головановой С.А. в отделении
анестезиологии-реанимации в должности врача-анестезиолога-реаниматолога не
подтверждена, а показания свидетелей не могут быть приняты во внимание,
поскольку в соответствии с положением ст. 13 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» свидетельскими показаниями возможно
подтверждение только общего (страхового), а не специального стажа.
В жалобе также
указывается, что Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной
приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. №395, применявшейся при исчислении
специального стажа до 01.11.1999 г., и Списком, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, наименование учреждения «Ульяновский
областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению
«Забота» не предусмотрено. Неизменность должностных обязанностей и
свидетельские показания не могут подтверждать тождественность указанного
наименования наименованию «госпиталь».
Ответчик также
полагает, что судом был неправильно определен срок назначения досрочной пенсии
– с даты обращения, так как при обращении все необходимые документы,
подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, предоставлены не были, а территориальным
органам Пенсионного Фонда РФ не предоставлено право устанавливать факты работы
в определенных условиях для досрочного назначения пенсии по старости.
Министерство
здравоохранения Ульяновской области, Голованова С.А. и ее представитель
Сахарова О.Н. в возражениях на кассационную жалобу просили оставить решение без
изменения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном
районе г. Ульяновска Ульяновской области, извещенного о времени и месте
рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в
возражениях на нее.
При рассмотрении
дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне
и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
В соответствии с пп.
20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из
материалов дела, 17.05.2010 г. Голованова С.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о
назначении ей досрочной трудовой пенсии на основании вышеприведенной нормы Федерального
закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области от 17.08.2010 г. в
специальный стаж Головановой С.А. не засчитан период работы с 11.07.2002 г. по
13.08.2007 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении
анестезиологии-реанимации ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь
ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота», поскольку наименование
учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства
РФ № 781 от 29.10.2002 г. Период работы истицы с 01.01.1989 г. по 28.08.1991 г.
в должности врача-анестезиолога в анестезиологическом отделении Медсанчасти
Ульяновского Автозавода засчитан в специальный стаж в календарном порядке.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении периода работы
с 01.01.1989 г. по 28.08.1991 г.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в
соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии с
названными Правилами лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений
здравоохранения в должностях по перечню
согласно приложению, год работы засчитывается в стаж работы как год и 6
месяцев. Соответствующим Приложением предусмотрено наименование должности –
«врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры)» и наименование
структурного подразделения – «отделения анестезиологии-реанимации».
Доводы кассационной
жалобы о том, что исправления в записи относительно оспариваемого периода
работы об изменении должности «врач-анестезиолог» на должность
«врач-анестезиолог-реаниматолог» и наименования отделения «анестезиологическое»
на «анестезиолого-реанимационное» произведены с нарушением п. 2.8 Инструкции о
порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР
от 20.06.1974г. № 162, судебная коллегия находит несостоятельными.
Представленными
доказательствами – штатными расписаниями, тарификационными списками и
свидетельскими показаниями, оценка которых приведена в решении и не вызывает у
судебной коллегии сомнений, подтверждается ошибочное внесение первоначальных
записей в трудовую книжку истицы о работе врачом-анестезиологом в
анестезиологическом отделении.
Действовавшей в
спорный период Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения
(Приложение № 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 04 мая 1970 г. №
280) должность «врач-анестезиолог» предусмотрена не была; правильное
наименование должности – «врач-анестезиолог-реаниматолог».
В соответствии с
приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841 «О дальнейшем
совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», который
действует по настоящее время, правильное наименование отделения – «отделение
анестезиологии-реанимации».
Штатными нормативами
медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации
лечебно-профилактических учреждений (приложение 2 к Приказу Министерства
здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841) предусматривается комплектование
отделений анестезиологии-реанимации врачами анестезиологами-реаниматологами.
Исследованными судом
доказательствами подтверждается, что фактически Голованова С.А. исполняла в
период с 01.01.1989 г. по 28.08.1991 г. свои обязанности по должности и в
структурном подразделении, предусмотренных Приложением к Правилам исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта
1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из
записей в трудовой книжке, с 11.07.2002 г. по 13.08.2007 г. Голованова С.А.
работала в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении
анестезиологии-реанимации ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов
войн – Международный центр по старению «Забота».
Суд правомерно
расценил отказ ответчика включить в специальный стаж соответствующий период
работы по мотиву отсутствия учреждения с таким наименованием в соответствующих
Списках и Правилах несостоятельным. В частности, установлено, что ГУЗ
«Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный
центр по старению «Забота» был создан на базе Ульяновского областного госпиталя
ветеранов войн в соответствии с постановлением Главы администрации Ульяновской
области от 29.06.1998 г. №104. Целью создания данного учреждения явилось
осуществление лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам
войн, лицам, приравненным к ним по льготам, с целью дальнейшего повышения
качества медицинского и социального обслуживания лиц пожилого возраста. Суд,
таким образом, установил, что учреждение являлось госпиталем, на базе которого
создан центр по старению, то есть созданное в 1998 году учреждение по своим
функциям и назначению тождественно госпиталю – учреждению, поименованному в
утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 Списке
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ссылки в решении на
показания свидетелей не являются нарушением, повлекшим неправильное разрешение
спора по существу, поскольку выводы суда о характере работы истицы наряду с
показаниями свидетелей подтверждены письменными доказательствами.
Доводы кассационной
жалобы, как основанные на неправильном толковании законодательства, судебной
коллегией отклоняются.
Поскольку Голованова
С.А. с учетом зачета спорных периодов имела необходимый стаж лечебной
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в
установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением
пенсии, однако в этом ей было необоснованно отказано, суд правильно обязал
пенсионный орган назначить пенсию со дня обращения с заявлением.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного
районного суда г. Ульяновска от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи