УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Калашникова Е.В. Дело
№ 33-508/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 08
февраля 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Трифоновой
Т.П. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Сиразетдиновой
Э.Я.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Малаевой О*** Н*** и
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 17 декабря 2010 года, с учетом определения от
14 января 2011 года этого же суда об исправлении описок, по которому
постановлено:
Исковые требования Малаевой
О*** Н*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о
признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении
периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по
старости удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить Малаевой О***
Н*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
периоды ее работы с 16.12.1991г. по 06.12.1992 г. в должности медицинской
сестры закрытого акционерного общества «А***»; с 07.12.1992 г. по 13.11.2002 г.
в должности главной медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра закрытого
акционерного общества «***».
В удовлетворении
остальной части исковых требований Малаевой Ольге Николаевне отказать.
Заслушав доклад
судьи Нефедова О.Н., объяснения Малаевой О.Н. и Салминой О.В., представляющей
по доверенности интересы ЗАО «А***», поддержавших доводы кассационной жалобы
истицы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Малаева О.Н.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской
области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении
периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по
старости.
В обоснование
требований указала, что на ее заявление от 03.06.2010 г. комиссией по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области было отказано в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной
деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за
отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж ей не
были включены следующие периоды работы: с 16.12.1991 г. по 06.12.1992 г. в
должности медицинской сестры ЗАО «А***»; с 07.12.1992г. по 31.05.2004 г. в
должности главной медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ЗАО «А***»,
поскольку данные учреждения не относится к учреждениям здравоохранения и не
поименованы в Списках и Правилах, утвержденных постановлениями Правительства РФ
от 06.09.1991 г. № 464 и от 29.10.2002 г. № 781.
Данный отказ в
назначении пенсии истица полагает незаконным и необоснованным, просила включить
в специальный стаж спорные периоды работы и назначить ей пенсию с 03.06.2010 г.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество «А***» и,
рассмотрев спор по существу, постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Малаева О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что в
специальный стаж ей необоснованно не включены периоды работы с 29.10.2002 г. по
31.05.2004 г. в должности главной медицинской сестры лечебно-оздоровительного
центра ЗАО «А***». Указывает, что согласно п. 1 Списка профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная
и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г.
№ 464, право на включение в стаж имели врачи и средний медицинский персонал
независимо от наименования должности лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Федеральным
законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» из закона были исключены формулировки,
по которым для зачета в специальный трудовой стаж необходимо было осуществлять
деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Тем
самым законодатель указал, что в частную систему здравоохранения входят также
организации, профилем деятельности которых не является медицина.
В подтверждение
своих доводов Малаева О.Н. также ссылается на имеющуюся судебную практику, а
именно на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18.03.2009 г. по делу
№ 2-363/09 и решение этого же суда от 13.08.2009 г. по делу № 2-2280/09.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области
просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального
права. Полагает, что спорные периоды работы истицы с 16.12.1991 г. по
06.12.1992 г. и с 07.12.1992 г. по 31.05.2004 г. не подлежат включению в
специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку ЗАО «А***»
учреждением здравоохранения не является и не относится к
лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, которые
поименованы в постановлении Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. В
Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо указано,
что право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие
лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Определение
Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. № 520-О-О, согласно которому право на
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью
по охране здоровья населения обусловлено как характером работы, так и
особенностями функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, просившего о
рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований
к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.
При рассмотрении
дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии с пп.
20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из
материалов дела, 03.06.2010 г. Малаева О.Н. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о
назначении ей досрочной трудовой пенсии на основании вышеприведенной нормы
Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области от 13.10.2010 г. № 1982
в специальный стаж Малаевой О.Н. включено 17 лет 09 месяцев 19 дней. Не
засчитаны в специальный стаж периоды работы с 16.12.1991 г. по 06.12.1992 г. в
должности медицинской сестры ЗАО «А***» и с 07.12.1992 по 31.05.2004 г. в
должности главной медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ЗАО «А***»,
поскольку данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не
поименовано в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от
29.10.2002 г. и в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №
464 от 06.09.1991 г.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности
по охране здоровья населения, периодов работы с 16.12.1991 г. по 06.12.1992 г.
и с 07.12.1992 г. по 13.11.2002 г.
Согласно п. 2 ст. 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов
работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Положения части 2
статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи
55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и
связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд
Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на
Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №
320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права
на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской
Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На момент
осуществления Малаевой О.Н. деятельности медицинской сестры в ЗАО «А***», а
затем главной медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ЗАО «А***»
действовал утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 г. № 464 Список профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который не
конкретизировал понятие содержащихся в нем определений
«лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения».
Действовавшим
законодательством (ст. 81 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О
государственных пенсиях в Российской Федерации») предусматривалось назначение
пенсии при определенной выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения. При этом назначение пенсии не связывалось с выполнением
работы в учреждениях здравоохранения.
Дав анализ
приведенным нормативно-правовым актам, суд первой инстанции правильно расценил
периоды работы истицы с 16.12.1991 г. по 06.12.1992 г. и с 07.12.1992 г. по
13.11.2002 г., имевшие место до изменения Федеральным законом «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» правового регулирования пенсионного обеспечения
лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения,
как подлежащие зачету в соответствующий специальный стаж.
Оснований для
включения последующего периода работы Малаевой О.Н. в должности главной
медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ЗАО «А***» в специальный
стаж не имеется.
Как правильно указал
суд первой инстанции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29
октября 2002 г. № 781 Список, в отличие от ранее действовавших
нормативно-правовых актов, конкретизирует применительно к пенсионному
обеспечению нераскрытые в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения»
и «учреждение здравоохранения».
Названным Списком
лечебно-оздоровительные центры не отнесены к учреждениям здравоохранения.
Доводы кассационных
жалоб, как основанные на неправильном толковании законодательства, судебной
коллегией отклоняются.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо
изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб не подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского районного
суда г. Ульяновска от 17 декабря 2010 года, с учетом определения от 14 января
2011 года этого же суда об исправлении описок, оставить без изменения, а
кассационные жалобы Малаевой О*** Н*** и Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города
Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи