Судебный акт
Оформление охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия
Документ от 01.02.2011, опубликован на сайте 09.02.2011 под номером 23129, 2-я гражданская, Об обязании оформить охранное обязательство, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                               Дело № 33-336/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          01 февраля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Апариной К.Г.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета Ульяновской области по культурному наследию на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 декабря 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Фролову Н*** И*** об обязании оформить охранное обязательство в отношении выявленного объекта культурного наследия регионального значения – «Дом, в котором жила народная учительница, Герой Труда, друг семьи Ульяновых - Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенного по адресу: ***, – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Зубаировой Р.Т., представляющей по доверенности интересы Комитета Ульяновской области по культурному наследию, поддержавшей доводы кассационной жалобы; Фролова Н.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в суд с иском к Фролову Н.И. об обязании оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения – «Дом, в котором жила народная учительница, Герой Труда, друг семьи Ульяновых – Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенного по адресу: ***.

Требования мотивированы тем, что ответчик является сособственником жилых помещений в доме по вышеуказанному адресу, за ним зарегистрировано право общей долевой собственности на дом (доля в праве 14/400). Согласно решению Исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 14.11.1957 г. № *** вышеуказанное жилое здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры). В соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области охраны памятников истории и культуры на ответчика возложена ответственность соблюдения установленных охранными документами порядка и условий использования памятников, в связи с чем он должен оформить охранное обязательство. В адрес Фролова Н.И. направлено предписание об устранении выявленных нарушений требований сохранения, использования и охраны объекта культурного наследия, однако ответчик от оформления охранного обязательства уклоняется.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Фролову В*** Н***, Тимохину А*** С***, Дедока П*** Н*** и Дедок М*** Н***.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе Комитет Ульяновской области по культурному наследию, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование указывает, что федеральным законодательством об объектах культурного наследия предусмотрено включение в охранное обязательство собственника объекта культурного наследия мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, в том числе порядок и сроки проведения ремонтно-реставрационных работ. При этом установлено, что мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников. Указания уполномоченных государственных органов по порядку и условиям использования объектов культурного наследия носят властно-обязывающий характер для собственников и пользователей памятников истории и культуры, фиксируются в охранных обязательствах, являющихся неизбежными обременениями права собственности (пользования). Действующее законодательство не связывает обязанность по оформлению охранного обязательства с фактом предварительного ремонта объекта культурного наследия до его приватизации ответчиком. Последний вправе предъявить иск в общем порядке к прежнему собственнику – Мэрии города Ульяновска о понуждении к производству ремонтных работ, указанных в охранном обязательстве.

В жалобе также указывается, что непредставление на момент приватизации сведений о наличии у здания статуса объекта культурного наследия регионального значения и отсутствие соответствующих сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не исключает обязанности оформить охранное обязательство. Оспаривается вывод суда, что ответчик не может заключить охранное обязательство в связи с видоизменением первоначального внешнего вида здания. Центральная часть здания является объектом культурного наследия, поэтому предъявляемые требования к ответчикам правомерны. В остальном в жалобе приведены доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

 

В возражениях на кассационную жалобу Фролов Н.И. просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Согласно ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что Фролову Н.И. на праве общей долевой собственности (доля в праве 14/400) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ***. Указанной доле в праве соответствует квартира № ***, занимаемая семьей ответчика.

В соответствии с решением Исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 14.11.1957 г. № *** жилой дом по указанному адресу является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры), имеющим наименование «Дом, в котором жила народная учительница, Герой Труда, друг семьи Ульяновых - Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 г.г.».

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

До принятия указанного Федерального закона вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них, регулировались Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Положениями указанного Закона (статьи 1, 10, 39) определено, что все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Согласно пункту 3 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном этим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

Пунктом 59 упомянутого Положения об охране и использовании памятников истории и культуры установлено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В Ульяновской области органом охраны памятников является Комитет Ульяновской области по культурному наследию, наделенный соответствующими полномочиями Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008г. № 11/236-П. Комитетом Ульяновской области по культурному наследию ответчику было выдано предписание о необходимости заключения охранного обязательства в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия.

Однако ответчик Фролов Н.И. отказался от заключения охранного обязательства, ссылаясь на несогласие с его содержанием. В связи с этим Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в суд с требованием об обязании заключить охранное обязательство.

Как следует из содержания охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), которое было оформлено Комитетом Ульяновской области по культурному наследию и представлено ответчику для заключения, на собственника возлагается обязанность по выполнению ремонтно-реставрационных работ по памятнику, а именно, после подписания данного обязательства собственник разрабатывает график производства работ на объекте с включением в него следующих этапов:

- разработка научно-проектной документации;

- комплексные научные исследования, проектные проработки по первоочередным противоаварийным и консервационным мероприятиям;

- эскизный проект реставрации здания-памятника;

- рабочая проектно-сметная документация;

- ремонтно-реставрационные работы;

- научно-реставрационный отчет.

При этом определено, что ремонтно-реставрационные работы должны выполняться в сроки, установленные графиком производства работ в соответствии с актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории.

Из материалов дела следует, что в период с 1989 года по 1996 год дом, расположенный по адресу: ***, реставрировался с расселением проживавших там граждан. Также была произведена его реконструкция – возведены пристрои литеры А1, А2, А3.

Указанная реконструкция жилого дома была проведена некачественно, недостатки проведенных работ, которые привели к тому, что некоторые строительные элементы жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, не устранены до настоящего времени.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возложение на являющегося сособственником жилого дома ответчика, не участвовавшего в работах по его реставрации и реконструкции, обязанности по проведению указанных в охранном обязательстве и акте технического состояния памятника истории и культуры ремонтно-реставрационных работ является неправомерным.

При таких обстоятельствах суд законно и обоснованно постановил решение об отказе в удовлетворении требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию об обязании заключить представленное им охранное обязательство.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильности постановленного по делу решения и не могут повлечь его отмену.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета Ульяновской области по культурному наследию – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи