Судебный акт
Включение периодов работы в специальный страховой стаж, перерасчет пенсии
Документ от 13.01.2011, опубликован на сайте 28.01.2011 под номером 22944, 2-я гражданская, Включение периодов работы в специальный страховой стаж, перерасчет пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Лапина Н.П.                                                                            Дело 33-19/2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         13 января 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,             

судей Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П.,   

при секретаре  Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ербулатовой Нины Ивановны на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 ноября  2010 года,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Ербулатовой Н*** И*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете суммы пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения Ербулатовой Н.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ербулатова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии.

Иск мотивировала тем, что 24 февраля 2004г. Управлением Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Ульяновска ей была назначена трудовая пенсия. При назначении пенсии была учтена ее работа в колхозе «П***» Цильнинского района за период с 1961г. по 1996г. В мае 2006г. в связи с её переездом в Засвияжский район ее пенсионное дело было передано в Пенсионный фонд по Засвияжскому району г. Ульяновска, где время ее работы в колхозе «П***» Цильнинского района с 1961г. по 1966г. исключили из страхового стажа и пенсию уменьшили. В  Пенсионном фонде ей объяснили, что трудовая книжка заверена руководством СХПК «Д***», который якобы к колхозу «П***» не имеет отношения. Кроме того, ее по возрасту не имели права привлекать к работе. С решением Пенсионного фонда в Засвияжском районе г. Ульяновска она не согласна, в связи с чем просила суд обязать Пенсионный фонд в Засвияжском районе г. Ульяновска включить в её страховой стаж период работы в колхозе «П***» Цильнинского района Ульяновской области в качестве члена колхоза с 1961г. по 1966 г. как полные календарные годы, произвести перерасчет пенсии с 01.08.2006г.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Ербулатова Н.И. просит отменить решение суда. Указывает при этом, что в члены колхоза она была принята в установленном законом порядке в 1961 году и на её имя была оформлена трудовая книжка колхозника, которая впоследствии была утеряна.  Факт её работы в колхозе с 1961 по 1966 г. подтверждается архивными справками, в том числе и справкой № *** от 25 декабря 2003 года, в которой указано, что она являлась членом колхоза с 01 июля 1961 по 31 декабря 1966. Основанием  для выдачи указанной справки явились лицевые счета по труду и оплате. Кроме того, факт её работы в колхозе с 1961 по 1966 подтвердили допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели. Не согласна с выводом суда о том, что она могла быть принята в члены колхоза только по достижении 16 лет.   Считает, что суд должен был зачесть в её страховой стаж период работы в колхозе с 1961 по 1966 включительно как полные годы.

В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ербулатовой Н.И. с 24.02.2004г.  была назначена трудовая пенсия по старости. В страховой стаж истицы включен  период ее работы в колхозе им. «П***» Цильнинского района Ульяновской области с 01.07.1961г. по 01.07.1966г.  Данный период работы истицы был засчитан в её страховой стаж на основании справок, выданных СХПК «Д***», в которых было указано количество начисленных ей трудодней в каждом году без разделения на месяцы.

В 2006 году в связи с переездом истицы  на новое место жительства, пенсионное дело Ербулатовой Н.И. было передано в УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска. Сотрудниками пенсионного фонда была проведена проверка факта работы истицы в колхозе «П***» в период с 1961 г. по 1966 г.  В результате проверки факт работы Ербулатовой  Н.И. в качестве члена колхоза в колхозе «П***» в период с 1961 по 1966 года не нашел подтверждения.

Согласно протоколу комиссии УПФР № *** от 09.04.2010г.  в страховой стаж Ербулатовой Н.И. были включены периоды работы в колхозе «П***» с 15.06.1961 по 15.07.1961, с 15.06.1962 по 15.09.1962, с 15.06.1963 по 15.08.1963, с 15.07.1964 по 15.08.1964, с 15.06.1965 по 15.08.1965, т.к.  в документах были указаны только годы и месяцы, без указания точных дат. При этом пенсионный фонд посчитал, что членом колхоза истица не являлась, а её работа в колхозе могла расцениваться как работа по найму во время летних каникул.

Решением Комиссии УПФ № *** от 07.05.2010 при решении вопроса о конвертации пенсионных прав истицы в расчет не был принят 1966 год, когда она работала в колхозе «П***». 

В соответствии с пунктом 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Истица считает, что в её страховой стаж должен быть включен период её работы в колхозе «П***» с 1961 по 1966 год включительно, как полные годы работы. Вместе с тем при рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что данные требования являются необоснованными.

В соответствии с п. 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения пенсии, утв. Постановлением Правительства РФ  от 24 июля 2002 г. № 555, годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. 

Таким образом, для зачета в страховой стаж истицы периода работы в колхозе с 1961 по 1966 год как полных лет возможно при наличии доказательств того, что в указанный период времени истица работала в колхозе в качестве члена колхоза. Вместе с тем сведений о том, что истица являлась членом колхоза с 1961 года, суду не представлено. В копии её трудовой книжки колхозника указано, что она вступила в  члены колхоза только в 1966 году.

Кроме того, согласно примерному уставу сельскохозяйственной артели, утвержденному СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года, прием в члены артели производится общим собранием членов артели, которое утверждает внесенные правлением списки новых членов. В члены артели могут вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста. Истице 16 лет исполнилось  ***12.1964 года. Быть принятой в члены колхоза в 1961 году истица не могла, поскольку ей было 13 лет, и она обучалась в средней школе. 

Документальной проверкой установлено, что в период с 1961 по 1965 годы истица работала в колхозе преимущественно в летние месяцы. Только в 1962 году количество человеко-дней начислено ей за работу в июне, июле, августе и ноябре.  При таких обстоятельствах  в страховой стаж истицы были засчитаны периоды её фактической работы в колхозе. При этом применен п. 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, согласно которому в случае, если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 01 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

В обоснование требований о включении в страховой стаж как полного года работы в колхозе «П***» 1961 года истица представила суду копию трудовой книжки колхозника № ***, в которой указано, что она вступила в члены колхоза в 1966 году и имела в указанный год 71 выход на работу. Вместе с тем в результате документальной проверки, проведенной работниками пенсионного фонда, факт работы истицы в указанный год в колхозе не подтвердился. Из представленной для проверки книги учета и расчетов с членами колхоза за 1966 год под номером *** указана «У*** Н***» (добрачная фамилия истицы). На листе 133 указаны фамилия, имя, отчество колхозника - У*** Н*** И***. Однако трудодни записаны на Лидию и Любу.  В соответствии с п. 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий календарные годы, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета страхового стажа исключаются. В связи с этим данный год правомерно не был включен в страховой стаж истицы.

Ссылка истицы на показания свидетелей, а также на тот факт, что указанные лица были приняты в члены колхоза ранее достижения ими 16 лет, на правильность постановленного судом решения не влияет. Свидетели лишь подтвердили в суде факт работы истицы в колхозе в свободное от учебы время. Факт принятия истицы в члены колхоза в 1961 году они подтвердить не могли, поскольку данный факт подтверждается только документально. Кроме того, в документах свидетелей А*** В.А. и Б*** Н.И. (ранее П***) указан год вступления в члены колхоза – 1960.  Пенсия назначалась им по имеющимися у них документам.  Вместе с тем документы указанных свидетелей, подтверждающие их год вступления в члены колхоза, не могут  быть приняты судом в качестве доказательства даты принятия в члены колхоза истицы.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 ноября  2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ербулатовой Н*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи