Судебный акт
Обязание исправительной колонии организовать сушилки в отрядах осужденных
Документ от 18.01.2011, опубликован на сайте 26.01.2011 под номером 22789, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействий,понуждении к оборудованию общежитий отрядов осужд. сушилками для одежды и обуви, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                              Дело № 33-149/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          18 января 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Гурьяновой О.В. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Трифоновой А.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 декабря 2010 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившееся в непринятии мер по оборудованию общежитий отрядов осужденных №№ 0, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 сушилками для одежды и обуви.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» выполнить мероприятия по оборудованию общежитий отрядов осужденных №№ 0, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 сушилками для одежды и обуви в срок до 01 мая 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Никишина В.В., представляющего по доверенности интересы ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы; прокурора Балашову Н.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия – непринятия мер, связанных с оборудованием общежитий отрядов осужденных №№ 0, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 (изолированный участок исправительной колонии строго режима), 12, 13, 14, 15 и 16 сушилками для одежды и обуви; обязании выполнить мероприятия по обеспечению прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение – оборудовать перечисленные общежития отрядов осужденных сушилками для одежды и обуви.

В обоснование своих требований указал, что в результате проверок соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, проводимых в 2009-2010 годах и ранее, выявлялись нарушения требований ст.ст. 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выражающиеся в отсутствии в общежитиях отрядов осужденных сушилок для одежды и обуви. Данные нарушения не устранены, в результате чего создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих исправительную колонию.

 

Разрешив по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» просит отменить решение суда. Считает ошибочной ссылку суда на п. 14 Приложения 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», поскольку она утверждает нормы для всех видов учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а не для конкретного вида исправительного учреждения. При этом указывает, что в соответствии с п. 9.11 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 г. №130 ДСП, в каждом отряде ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области для осужденных имеется помещение, в котором предусмотрены все условия для сушки одежды и обуви. В соответствии со СНиП 10-01-94 (п. 8.5.) на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Полагает ошибочным вывод суда, о том, что сушилки и гардеробные являются самостоятельными помещениями, так как помещение гардеробной в общежитиях для осужденных к лишению свободы не предусмотрено в соответствии с п. 29 таблицы 13 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России.

 

В возражениях на кассационную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просил оставить решение без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленных Ульяновским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области требований.

 

В  соответствии  со  ст.  1  Федерального  закона  от  17.01.1992 г. № 2202-1    «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В частности, предметом надзора является исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет правовые основы жилищных и коммунально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы – устанавливает минимальные нормы жилой площади в расчете на одного осужденного, дифференцированные по видам исправительных учреждений с учетом пола, возраста, состояния здоровья осужденного; гарантирует предоставление всем осужденным индивидуальных спальных мест и постельных принадлежностей.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 утверждена Номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 4 Приложения 2 к названному Приказу, общежития учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, должны оборудоваться сушилками, оснащенными стеллажами для сушки одежды и обуви в расчете 1 ячейка на 1 человека.

Как следует из материалов дела, проведенными Ульяновским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверками в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области выявлено отсутствие соответствующих сушилок в общежитиях отрядов осужденных.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что Приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 утверждены нормы обеспечения для всех учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а не для конкретного учреждения, являются несостоятельными.

Подтверждения наличия соответствующих помещений для сушки одежды и обуви представителем ответчика суду предоставлено не было. Совмещение таковых с гардеробными, на что ссылается представитель ответчика в кассационной жалобе, допустимым не является, поскольку помещения гардеробных имеют иное целевое назначение и их наличие не исключает необходимости создания сушилок.

Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что согласно СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Данный нормативный акт Постановлением от 10.09.2003 г. № 164 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу признан не действующими на территории Российской Федерации с 1 октября 2003 г.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи