Судебный акт
Досрочная пенсия в связи с лечебной деятельностью
Документ от 13.01.2011, опубликован на сайте 21.01.2011 под номером 22725, 2-я гражданская, О включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Смышляева О.В.                                                             Дело-33- 74/2011 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 января  2011 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2010 года, по которому постановлено:

Иск Архипкина В*** А*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить период прохождения Архипкиным В*** А*** службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с  31.08.1977 по 07.05.1979 из расчета один день службы за один день работы.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить период работы  Архипкина В*** А*** с 28.05.1979 по 21.08.1979 в должности фельдшера в Н*** ЦРБ, а также  периоды с 10.05.2006 по 24.06.2006, с 18.09.2006 по 14.10.2006, с 01.11.2006  по 15.12.2006 в должности терапевта участкового в П*** врачебной амбулатории МУЗ «Городская поликлиники №***»  в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца).

Назначить Архипкину В*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в  учреждениях здравоохранения с 16.04.2010.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Архипкина В.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Архипкин В.А. обратился  в суд с иском к  УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г.Ульяновска о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что  16.04.2010 обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности.  Решением    комиссии   УПФ   РФ   в   Железнодорожном       районе

г. Ульяновска от  15.07.2010  отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, в которой не был включен периоды его службы в армии с  31.08.1977 по 07.05.1979 - в календарном исчислении;  в должности фельдшера в Н*** ЦРБ с 28.05.1979 по 21.08.1979, а также периоды работы с 10.05.2006 по 24.06.2006, с 18.09.2006 по 14.10.2006, с 01.11.2006  по 15.12.2006 в должности врача терапевта участкового в П*** врачебной амбулатории МУЗ «Городская поликлиника № ***» - в льготном исчислении (1 год 3 месяца за один год работы), поскольку работа проходила в сельской местности. Полагал данный отказ незаконным,  просил зачесть спорные периоды в льготный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости  с момента обращения с соответствующим заявлением.  

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда в части включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах РФ и назначения пенсии с 16.04.2010,  просит его в этой части отменить. Указывает, что сведения о прохождении  Архипкиным В.А. военной службы в должности  среднего медицинского персонала не представлено.  Постановление Совета Министров СССР от 1959 года, которым руководствовался суд, не могло применяться в данном случае, так как пенсия подлежала назначению по действующему в настоящее время законодательству. Кроме того, включение спорного периода в специальный стаж могло иметь место только в том случае, если бы истец  на 01.10.1993 года (окончание действия Списков 1959 года) имел 30 лет специального медицинского стажа.

Дело  рассмотрено   в    отсутствие    УПФ   РФ  в  Железнодорожном районе

г. Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В силу п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что 16.04.2010 г. Архипкин В.А. обратился в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии при УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 15.07.2020 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истца засчитано – 29 лет 3 месяца 14 дней.  Не засчитаны периоды:

-  с  31.08.1977 по 07.05.1979 (1 год 8 месяцев 7 дней) -  службы  в Вооруженных Силах РФ в качестве санинструктора (в календарном исчислении);

- с 10.05.2006 по 24.06.2006 (1 месяц 15 дней), с 18.09.2006 по 14.10.2006 (27 дней), с 01.11.2006  по 15.12.2006 (1 месяц 15 дней) - работы в должности терапевта участкового в П*** врачебной амбулатории МУЗ «Городская поликлиники №***» (в календарном и льготном исчислении);

- с 28.05.1979 по 21.08.1979 (8 дней) - работы в должности фельдшера в Н*** ЦРБ (в льготном исчислении).

Принимая решение о включении спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не имеется. 

Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 1066 в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии  в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Пунктом   3    Постановления   Совмина    РСФСР   от   06.09.1991 № 464 (утратившего силу 22.09.1993 г.) предусматривалось, что за работниками учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период службы истца в армии  действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы по специальности медицинских работников засчитывалась  служба в составе Вооруженных сил СССР.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Архипкин В.А. проходил службу в Вооруженных силах СССР в период с 31.08.1977 года по 07.05.1979 года, поэтому данный период обоснованно включен судом в специальный стаж  истца.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года 30-летнего специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, судебная коллегия находит несостоятельными, вызванными неправильным толкованием ответчиком Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Пунктом  2  Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,   утвержденных   Постановлением   Правительства  РФ № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Тем же Постановлением Правительства РФ № 1066 работа фельдшера в центральной городской больнице подлежала включению в специальный стаж.

Установив, что село Н*** П*** области было отнесено  к населенному пункту сельской местности, период работы Архипкина.В.А. с 28.05.1979 по 21.08.1979  в должности фельдшера в Н*** ЦРБ правомерно включен в специальный стаж работы истца в льготном порядке.

Согласно Постановлению Правительства от 29.10.2002 № 781 работа в должности врача – специалиста всех наименований в больнице всех наименований подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом указанного нормативно-правового акта следует признать правильным решение суда и в части зачета в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку истец в это время продолжал исполнять обязанности терапевта  П***   врачебной   амбулатории  МУЗ «Городская  поликлиника № ***», расположенной в сельской местности, что подтверждено представленными им доказательствами.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации    (государственное    учреждение)    в    Железнодорожном   районе г. Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи