Судебный акт
Оспаривание бездействия органов государственной власти в обеспечении инвалидов лекарственными препаратами
Документ от 28.12.2010, опубликован на сайте 25.01.2011 под номером 22689, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жорова И.А.                                                                             Дело № 33- 4607/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               28 декабря 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей    Костюниной Н.В.   и Нефедова О.Н.,

при секретаре  Апариной К.Г.                     

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Министерства финансов Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 ноября 2010 г., по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие  Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области по необеспечению финансирования Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Взыскать в пользу Николаевой С*** В*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение  лекарственного препарата «Линекс» для ребенка – инвалида Николаевой Н*** В***, *** 2003 года рождения, 335 руб. 53 коп. за счет средств казны Ульяновской области.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Администрации г. Димитровграда, муниципальному учреждению Управление финансов муниципального образования «Город Димитровград» отказать. 

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора Балашовой Н.Н., находящей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Николаевой Н.В. к администрации г. Димитровграда Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным бездействия по необеспечению  финансирования Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и обязании возместить денежные средства в размере 335 рублей 43 копейки, затраченные Николаевой С.В. на лекарственный препарат «Линекс», приобретенный для ребенка – инвалида Николаевой Н.В.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки органами прокуратуры были выявлены нарушения прав на льготное лекарственное обеспечение несовершеннолетней Николаевой Н.В., которая является инвалидом с детства. Для лечения врачом Николаевой Н.В. было выписано по рецепту лекарственное средство «Линекс». Рецепт на препарат был составлен надлежащим образом, в нем был подчеркнут источник финансирования – муниципальный, оплата – бесплатно. Проверкой также установлено, что мать ребенка – инвалида не отказывалась от социальных услуг, в том числе на бесплатное лекарственное обеспечение. После обращения в городские и частные аптеки получала отказ в предоставления лекарства по причине отсутствия финансирования. Николаевой С.В.  «Линекс» был приобретен  в аптеке № 122 в г. Димитровграде Ульяновской области за 335 рублей 43 копейки. На её обращение в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области с целью возмещения денежных средств на приобретение препарата был получен отказ. В ходе прокурорской проверки выявлено, что начальник ФГУЗ МСЧ № 172 России в г. Димитровграде Ульяновской области неоднократно обращался к администрации г. Димитровграда Ульяновской области с требованием обеспечить финансирование льготной категории граждан лекарственными препаратами, но администрация до настоящего времени данный вопрос не разрешила. Полагает, что в результате неправомерных действий ответчиков было нарушено гарантированное действующим законодательством право Николаевой Н.В. на льготное обеспечение лекарством. 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Министерство финансов Ульяновской области, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить.

В обоснование доводов указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что лекарственный препарат «Линекс» не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Автор жалобы считает, что вывод суда о признании незаконным бездействия Министерства финансов Ульяновской области по необеспечению финансирования мероприятий, названных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890, и взыскании денежных средств является несостоятельным, поскольку граждане, имеющие право на льготное обеспечение лекарственными средствами, финансируются за счет муниципальных бюджетов.

В возражениях относительно кассационной жалобы Николаева С.В. администрация г. Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Ульяновской области без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»,  которым  утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1.

В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.

Таким образом, право на получение несовершеннолетней Николаевой Н.В. бесплатного лекарственного обеспечения  гарантировано названным постановлением.

Пунктом 4 этого же Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 N 7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено  полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Ульяновской области; осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.

Министерство, в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5  Положения, совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010г. № 128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.

По делу было установлено, что финансирование   затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 на территории г.Димитровграда  в 2010 году производилось не в полной мере.

В областном бюджете Ульяновской области на 2010 год предусмотрены средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами лишь некоторых категорий граждан (больные сахарным диабетом, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) и не предусмотрено финансирование на приобретение  лекарственных средств, независимо от их наименования, для детей-инвалидов, как это предусмотрено  Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г.  № 890.

При таких обстоятельствах городской суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о признании бездействие Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области по необеспечению финансирования Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» незаконным.

Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Ульяновской области о том, что обязанность по финансированию указанного выше Постановления Правительства РФ должна быть возложена на органы местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как правильно указано в решении, финансирование мероприятий, связанных с исполнением  постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890,  в соответствии с  Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отнесено к вопросам местного значения. 

Названным постановлением прямо предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации принимать меры по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Суд правильно счел возможным взыскать в пользу Николаевой С.В. в возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственного препарата «Линекс» для ребенка-инвалида Николаевой Н.В., в размере 335 руб.53 коп. за счет средств казны Ульяновской области.

Судебная коллегия считает необходимым  абзац третий резолютивной части решения изложить в другой редакции, указав, что взыскание указанной суммы в пользу Николаевой С.В. следует произвести с Министерства финансов  Ульяновской области.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 ноября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Ульяновской области – без удовлетворения.

Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:

Взыскать в пользу Николаевой С*** В*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение  лекарственного препарата «Линекс» для ребенка – инвалида Николаевой Н*** В***, *** 2003 года рождения, в размере 335 руб. 53 коп. с Министерства финансов Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи