Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии
Документ от 28.12.2010, опубликован на сайте 31.12.2010 под номером 22636, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Глухов А.В.                                                                          Дело № 33-4631/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           28 декабря 2010 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Лисовой Л.С., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                    

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 23 ноября 2010 года, по которому постановлено:

 

Иск Канцерова С*** Л*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Канцерову С*** Л***  в специальный стаж,  дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 10 мая 1983 года по 15 ноября 1984  года и назначить ему досрочную  трудовую пенсию по старости с 28 июня  2010 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Канцерова С.Л., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Канцеров С.Л. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области о включении в специальный стаж работы периода военной службы и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако получил отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец просил суд обязать ответчика включить в педагогический стаж период его службы по призову в Вооруженных Силах СССР с ***.05.1983 по ***11.1984 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью со дня  обращения – 28.06.2010.

 

Рассмотрев данный иск по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права и постановить по делу новое судебное решение, которым в иске Канцерову С.Л. отказать, взыскать с истца судебные издержки в сумме 2000 руб., понесенные УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе в связи с оплатой госпошлины. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утратившее силу на момент обращения истца за пенсией. Действующие в настоящее время Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, не предусматривают включение в педагогический стаж для назначения пенсии на льготных основаниях периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР. В связи с тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца, а необходимого стажа у него на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии не имелось, право на льготное пенсионное обеспечение у Канцерова С.Л. не возникло. 

Ответчик, будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области от 07.10.20010 в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитано 23 года 6 месяцев 23 дня. В назначении досрочной трудовой пенсии Канцерову С.Л. отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. В его специальный стаж не включен период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 10.05.1983 по 15.11.1984.

Разрешая заявленные Канцеровым С.Л. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии  действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Канцеров С.И. проходил службу в Вооруженных силах СССР в период с *** мая 1983 года по *** ноября  1984 года. По сути, период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену решения суда.

Учитывая, что на момент обращения  к ответчику с заявлением о назначении пенсии у истца имелся необходимый специальный стаж, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Канцерову С.Л. досрочную трудовую  пенсию с момента обращения за пенсией, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи