Судебный акт
О возмещении вреда участнику ЧАЭС
Документ от 28.12.2010, опубликован на сайте 13.01.2011 под номером 22615, 2-я гражданская, Об индексации ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Нефёдов О.Н.                                                                       Дело № 33- 4579/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              28 декабря  2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Лисовой Л.С., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                     

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Чудинова Ю*** А*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 ноября  2010  г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Чудинова Ю*** А*** к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2008, 2009 годы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., объяснения Чудинова Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Балашовой Н.Н., считающей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чудинов Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании задолженности по ежегодной компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2008, 2009 годы. В обоснование иска указал, что как инвалид *** в связи с увечьем, полученным при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью. Решением суда от ***.03.2007 указанная компенсация была назначена в размере 1 614руб. 07 коп. Полагал, что данная сумма должна быть проиндексирована в 2008, 2009 годах на коэффициенты, соответствующие величине инфляции, предусмотренной законом о бюджете. Однако ответчик отказал ему в такой индексации, что является нарушением его прав.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Чудинов Ю.А. просит отменить решение суда, приводя доводы  аналогичным доводам, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь при этом на Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В жалобе указывает,  что суд должен был проиндексировать сумму ежегодной компенсации. Считает, что законом  установлен единый  механизм индексации – с применением коэффициента инфляции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что Чудинов Ю.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ***.10.2005 при прохождении очередного переосвидетельствования ему была установлена *** группа инвалидности и определена степень утраты профессиональной трудоспособности *** с ***10.2005  бессрочно.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ***.05.2006 были удовлетворены частично предъявленные Чудиновым Ю.А. к Военному комиссариату Ульяновской области требования об индексации суммы возмещения вреда здоровью,  в пользу истца взыскана недополученная сумма ежегодных компенсаций за вред, причиненный здоровью, за 2000 - 2005 годы.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ***03.2007 г. в пользу истца была взыскана ежегодная компенсацию за вред, причиненный здоровью, за 2006 год в сумме 1614 руб. 07 коп.

Из справки Военного комиссариата Ульяновской области следует, что ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2008 год выплачена истцу в размере 1743 руб. 20 коп., за 2009 год – в размере 897 руб. 39 коп.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и сделал объективный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об индексации выплаченных истцу сумм ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2008, 2009 годы.

Выплата ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрена ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В Постановлении от 01.12.1997 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Таким образом, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам I и II групп в размере 500 рублей, инвалидам III группы – 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что, отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12 февраля 2001 года).

Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона об установлении ежегодной индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и рекомендовал впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246, от 21.03.2007 г. № 171 и от 21.12.2007 г. № 914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

То обстоятельство, что ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

После введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» и Федеральными законами о бюджете на 2005 - 2009 годы.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2008 год установлена в размере 794,15 руб., за 2009 год – 897,39 руб. Истцу выплачена компенсация в размере не ниже указанного.

Суд первой инстанции, правильно истолковав вышеназванные правовые нормы, с учетом постановлений Конституционного Суда РФ, отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Иное толкование правовых норм нельзя признать правильным.    Ссылка истца на то, что ранее за предыдущие годы до 2008 года ему назначалась решениями судов ежегодная сумма с индексацией в большем размере, судом обоснованно признана несостоятельной, поскольку  назначение соответствующих компенсаций за последующие годы от ранее производившихся выплат не зависит и осуществляется самостоятельно.

Другие доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и  не могут повлечь отмену судебного постановления.

Учитывая, что истцу компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за спорный период выплачены в размере,  установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно. Законных оснований для применения к установленным Правительством РФ суммам индексации не имеется. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 ноября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Чудинова Ю*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи