УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А.
Дело 33-4423/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
14 декабря 2010 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Маслюкова П.А.,
судей Кинчаровой
О.Е. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Рабчук Л.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лукьянова С*** В*** на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 октября 2010 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Лукьянова С*** В*** к закрытому акционерному обществу
«Нижегородская сотовая связь» об обязании демонтировать базовую станцию сотовой
радиотелефонной связи и антенно-фидерных устройств со здания по адресу: *** и
запрете деятельности на этом объекте отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., объяснения Лукьянова С.В. и его представителей -
адвоката Мороз Л.Д., Фадеева А.А. и Корягина Ю.А., поддержавших доводы
кассационной жалобы, пояснения
представителей ЗАО «НСС» Сачковой О.В. и Исаева Г.И., просивших решение
оставить без изменения, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лукьянов
С.В. обратился в суд с иском к ЗАО «НСС» о возложении обязанности демонтировать
вышку с базовой станцией со здания по адресу: ***, запретив деятельность на это
объекте.
Требования
мотивированы тем, что он является собственником жилых помещений. Вблизи его
дома на крыше муниципального одноэтажного здания по адресу: *** установлена
металлическая опорная конструкция - вышка под базовую станцию сотовой связи
компании «НСС». По мнению истца, данная конструкция установлена с нарушением
градостроительных норм: реконструкция
нежилого здания проведена без согласования техно-рабочего проекта, без
соответствующего постановления главы города Ульяновска. Не соблюдены
санитарно-эпидемиологические нормы по удаленности от жилых домов, высоте
установки станции. Данное сооружение нарушает права истца на благоприятную
окружающую среду, создает потенциальную опасность для его здоровья и здоровья
его детей.
Рассмотрев
спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В
кассационной жалобе Лукьянов С.В. не соглашается с решением суда. Указывает при
этом, что при рассмотрении дела суд в нарушение ст. 12 ГПК РФ не создал условия
для всестороннего и полного исследования доказательств. Необоснованно отклонено
судом ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве специалистов
представителей Ростехнадзора, Государственной строительной экспертизы, о
проведении по делу экспертизы. Суд ограничился только допросом заинтересованных
в исходе дела лиц - ООО «***», которое производило экспертизу по заявке
ответчика, с оплатой их услуг, и Роспотребнадзора, который готовил
санитарно-эпидемиологическое заключение.
В
возражениях на кассационную жалобу ЗАО «НСС» просит оставить решение суда без
изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё,
судебная коллегия приходит к следующему.
В
ходе рассмотрения дела установлено, что истец проживает по адресу: ***.
Напротив его дома на крыше здания по адресу: *** установлена базовая станция
сотовой связи.
Обращаясь
в суд с иском о демонтаже вышки базовой станции сотовой связи со здания по
адресу: *** и запрете деятельности на этом объекте, истец указывал на неблагоприятное
воздействие данной станции на здоровье людей, на нарушение
санитарно-эпидемиологических норм по удаленности станции от жилых домов и
высоте установки, на нарушение норм Градостроительного кодекса РФ.
Вместе
с тем данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Размещение базовых
станций сотовой связи регламентируется СанПиН
2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и
эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования
к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», которые
разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положением о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 24.07.2000г. № 554.
Требования
Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на
здоровье человека электромагнитных полей (ЭМП), передаваемых базовыми и
подвижными станциями сухопутной подвижной радиосвязи.
В соответствии с
пунктом 3.16 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению
и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» рекомендуется размещение
антенн ПРТО на отдельно стоящих опорах и мачтах. Допускается размещение
передающих антенн на крышах жилых, общественных и других зданий и в иных местах
при соблюдении условий по п.п.3.3, 3.4, 3.14, 3.15 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. Размещение только приемных
антенн не ограничивается и не требует получения санитарно-эпидемиологических
заключений.
В соответствии с
п. 3.8 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 санитарно-эпидемиологические заключения
выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Территориальные управления
Роспотребнадзора) в субъектах Российской Федерации на основании результатов
санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Санитарно-эпидемиологическая
экспертиза осуществляется органами и учреждениями Госсанэпиднадзора,
организациями, экспертами, аккредитованными в установленном порядке.
В соответствии с
требований п. 3.3 методических рекомендаций МУ 4.3.2320-08 «Порядок оформления
санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты»
санитарно-эпидемиологические заключения на размещение и эксплуатацию ПРТО
выдаются раздельно.
В
ходе рассмотрения дела суду было представлено выданное Управлением
Роспотребнадзора по Ульяновской области санитарно-эпидемиологическое заключение
№ *** от 13.11.2009г. (впоследствии в
связи с технической ошибкой
санитарно-эпидемиологическое заключение было переоформлено с присвоением
№ *** от 24.03.2010г.) о соответствии размещения базовой станции сотовой связи
БС-277,277/1 Ульяновского филиала ЗАО «НСС» по адресу: ***, требованиям СанПиН
2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих
радиотехнических объектов (ПРТО), СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические
требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной передвижной
радиосвязи».
Согласно данному заключению, базовая станция
соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам, а именно СанПиН 2.1 8/2.2.4. 1383-03 «Гигиенические требования к
размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». Изменение 1 к
СанПиН 2.1.8/2.2.4. 138-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»,
СанПиН 2.1.8/2,2.4.2302-07, СанПиН 2.1.8/2.2.4 1190-03 «Гигиенические
требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной
радиосвязи».
Основанием для
выдачи указанного санитарно-эпидемиологического заключения явились:
ситуационный план исследования ЭМО на территории, прилегающей к базовой связи,
выданный ООО «***», протокол исследований ЭМО на размещение базовой станции,
выданный ООО «***», экспертное заключение на размещение базовой станции,
выданное ***.
18.10.2010 года ЗАО «НСС» выдано
санитарно-эпидемиологическое заключение № ***, согласно которому эксплуатация
ПРТО: базовая станция сотовой радиотелефонной связи БС-277,277/1 стандарта GSM-9001800
ЗАО «НСС», расположенная по адресу: ***, соответствует государственным
санитарно -эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1 8/2.2.4.1383-03
«Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих
радиотехнических объектов». Изменение 1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4. 138-03
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 2.1.8/2,2.4.2302-07,
СанПиН 2.1.8/2.2.4 1190-03 «Гигиенические требования к размещению и
эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи».
Основанием для выдачи указанного
санитарно-эпидемиологического заключения явилось: ситуационный план
исследования ЭМО на территории, прилегающей к БС-277, 277/1 ЗАО «НСС»,
размещенной по адресу: ***, протокол исследования ЭМО базовой станции ль
22.09.2010 года, выданное ООО «***», экспертное заключение на эксплуатацию
БС-277, 277/1 ЗАО «НСС» от *** года, выданное ФГУЗ «***, экспертное заключение
на эксплуатацию ПРТО БС-277, 277/1 от *** года, выданное ***.
Данные санитарно-эпидемиологические заключения были
выданы уполномоченным органом, в связи с чем оснований сомневаться в их
правильности у суда не имелось. Каких-либо объективных доказательств,
опровергающих данные заключения, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду
представлено не было.
С учётом вышеизложенного, оснований говорить о том,
что базовая сотовая станция на *** возведена с нарушением
санитарно-эпидемиологических норм, а также отрицательно влияет на здоровье
человека, у суда первой инстанции не имелось.
При рассмотрении
дела также не было установлено нарушений норм Градостроительного кодекса РФ при
размещении данной базовой станции сотовой связи.
Судом исследовался
проект антенно-фидерного устройства БС-277, БС-277/1, установленный по адресу: ***.
В данном проекте указано, что входит в состав антенно-фидерных устройств,
описана установка антенны, высота установки,
азимут установки, угол наклона, ее крепление. Высота антенны определена
в 16м и 17м.
Также представлена
рабочая документация на базовые станции № 277, № 277/1. Фактически сотовая
станция представляет собой оборудование, находящееся внутри здания и мачту с
антеннами, расположенную на крыше здания.
При размещении
станции сотовой связи реконструкция самого здания, на котором размещения
станция, не производилась. Были лишь установлены некапитальные легкие
перегородки внутри здания. Таким образом, доводы истца о том, что указанная
станция сотовой связи является объектом капитального строительства, не
подтверждаются обстоятельствами дела.
Согласно п.10 ст.1
Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся
здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за
исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Здание, в котором размещено оборудование сотовой станции и на
крыше которого установлена антенна, ответчиком не строилось и не строится, оно
построено ранее, имеет собственника, является зарегистрированным объектом
недвижимости.
В данном здании
ответчиком лишь размещается базовая станция сотовой связи в соответствии с
договором субаренды № ***г., заключенным
между ЗАО «НСС» и ИП Ч*** Л.Н.
Поскольку базовая
сотовая станция не относится к объектам капительного строительства, не
требуется и разрешение на её строительство.
В данном случае
необходимо было получение разрешения на размещение и эксплуатацию станции
сотовой связи по указанному адресу. Такие разрешения в виде
санитарно-эпидемиологических заключений имеются.
Не установлен
также и факт производства реконструкции здания по ***, на которое должно также
выдаваться соответствующее разрешение.
Согласно п.14 ст.1
Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов
капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее -
этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества
инженерно-технического обеспечения.
Устройство
некапитальных перегородок внутри здания при неизменении параметров здания, при
которых не затрагивается инженерно-техническое обеспе6нчие, не является
реконструкцией здания, а представляет собой лишь изменение его конфигурации,
требующее внесения изменения в технический паспорт строения.
Доводы истца о
том, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле специалистов
Ростехнадзора, являются несостоятельными.
В
соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной
сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора,
функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с
пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании
атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению,
испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических
установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок
и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических
сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также
гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми
переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения
и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также
специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Таким образом, Ростехнадзор не уполномочен давать какие-либо заключения
относительно размещения базовой станции сотовой связи не уполномочен.
Также
не имелось оснований для привлечения к
участию в деле специалистов государственной строительной экспертизы.
В
ст. 49 Градостроительного кодекса РФ указано, что государственной экспертизе
подлежит проектная документация объектов
капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для
подготовки такой проектной документации.
В
пункте 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ указано, что государственная
экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для
строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения
на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении
проектной документации объектов капитального строительства, получившей
положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно
(далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной
документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности
и безопасности объектов капитального строительства.
В
ходе рассмотрения дела установлено, что базовая станция сотовой связи не
является объектом капитального строительства, получения разрешения на её размещение
не требуется.
Судебная коллегия
не может согласиться с доводами истца о необоснованности отклонения ходатайства
о назначении по делу экспертизы.
Для назначения
экспертизы по делу необходимо наличие каких-либо оснований. Истец ни при
предъявлении иска, ни в ходе рассмотрения дела
не привел ни одного доказательства в подтверждение своей позиции по делу
– неблагоприятное воздействие станции сотовой связи на здоровье человека,
нарушение санитарно-эпидемиологических требований при размещении указанной
станции.
Как было указано
выше, в ходе рассмотрения дела суду были представлены положительные
санитарно-эпидемиологические заключения на размещение и эксплуатацию базовой
станции сотовой связи по адресу: ***. Указанные заключения были выданы
уполномоченным органом, сомнений у суда не вызвали. Каких-либо доказательств, объективно
опровергающих вышеприведенные заключения, суду представлено не было.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 17 октября 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Лукьянова С*** В*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи