УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьев
А.Г.
Дело-33- 4486-2010 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 декабря 2010 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.,
Лисовой Л.С.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Засвияжском районе города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 23 ноября 2010 года (с учетом определения от 07 декабря 2010 года об исправлении описки), по которому
постановлено:
Иск Борисова В*** И***
к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском
районе г. Ульяновска Ульяновской области
удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный
стаж Борисова В*** И***, дающий ему право на назначение трудовой пенсии по
старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, период работы с 24.01.1984 г. по 31.08.1984 г. в должности
освобожденного секретаря комсомольской организации в ССПТУ № *** с Б*** Ц***
района Ульяновской области.
Признать право Борисова В*** И*** на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи
с педагогической деятельностью с 18 августа 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Борисову В*** И***
трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью
с 18 августа 2010 года.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., Борисова
В.И., возражавшего против доводов
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Борисов В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ
(Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж, дающий
право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с
педагогической деятельностью, и назначении досрочной трудовой пенсии по
старости. В обоснование требований указал, что решением ответчика ему
необоснованно отказано в назначении пенсии
по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который
не включен период его работы с 24.01.1984 г. по 31.08.1984 г. в качестве освобожденного секретарем
первичной комсомольской организации ССПТУ № *** в селе Б*** Ульяновской
области.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе
УПФ РФ в Засвияжском районе г.
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и направить дело
на новое рассмотрение. Указывает, что суд,
засчитывая истцу спорные периоды в
специальный стаж, дающий право на назначение
льготой пенсии, применил закон, не подлежащий применению, а именно Постановление
Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, и выборочно взял из него лишь
те положения, которые выгодны истицу. При этом не принял во внимание,
что условия назначения пенсии по данному Постановлению
были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время
законодательству. Кроме того, применение
указанного Постановления могло бы иметь место, если бы до окончания срока
его действия (01.10.1993г.) истец отработал
бы весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет. Полагает,
что, поскольку право на пенсию возникло у истицы в период, когда Постановление
Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 было отменено, у суда не было оснований для
включения данного периода в специальный стаж
Борисову В.И.
Дело рассмотрено в
отсутствие УПФ РФ
в Засвияжском районе
г. Ульяновска,
извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно пп. 19 п.1
ст.27 Закона Российской Федерации «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17 декабря 2001 года (в ред.
ФЗ-319 от 30 декабря 2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки конкретных
работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается пенсия в связи с
особыми условиями труда, утверждается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что
18.08.2010 г. Борисов В.И. обратился в УПФ по Засвияжскому району г.
Ульяновска с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с
осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии УПФ по Засвияжскому району г. Ульяновска от
14.09.2010г. в назначении такой пенсии ему было отказано.
В специальный стаж истца ответчиком зачтено 24 года 4 месяца 23 дня, не
включен период его работы в должности освобожденного секретаря комсомольской
организации в ССПТУ № *** с. Б*** Ц*** района Ульяновской области с 24.01.1984 г. по 31.08.1984 г.
со ссылкой на то, что должность Списками от 06 сентября 1991 г. № 463, от 22
сентября 1999 г. № 1067, от 29 октября 2002 г. № 781 не предусмотрена.
Разрешая заявленные Борисовым
В.И. требования о включении периода работы в должности освобожденного
секретаря комсомольской организации в ССПТУ № *** с Б*** Ц*** района
Ульяновской области в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об
их обоснованности.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункта 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период
работы истицы в качестве секретаря комсомольской организации действовало Постановление Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей
и других работников просвещения засчитывается, в том числе выборная и другая
ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Борисов В.И. в период с 24.01.1984 г. по 31.08.1984 г. работал в должности освобожденного секретаря
комсомольской организации в СПТУ № *** с. Б*** Ц*** района Ульяновской области,
поэтому данный период обоснованно включен судом в стаж педагогической работы
истицы.
Доводы жалобы о том,
что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года,
не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для
отмены решения.
Вышеуказанное
постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22
сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие
положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям,
поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к
целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав
и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное
ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом
правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29
января 2004 года № 2-П в отношении граждан,
приобретших пенсионные права до введения
нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Ссылки ответчика в
кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года
полного специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую
пенсию, судебная коллегия находит несостоятельными. Толкование Положения о порядке исчисления
стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением
Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приводимое ответчиком в
кассационной жалобе, является ошибочным и не может повлечь отмену решения суда.
С учетом изложенного
судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для
его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 23 ноября 2010 года (с учетом определения от 07 декабря 2010 года об исправлении
описки) оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе
города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи