Судебный акт
Ввалоризация пенсии летчику
Документ от 10.12.2010, опубликован на сайте 20.01.2011 под номером 22311, 2-я гражданская, Нарушение начислений пенсии при перерасчете, взыскание денежной суммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лапина Н.П.                                                                         Дело № 33- 4301/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             10 декабря  2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Нестеровой Е.Б.  и Трифоновой Т.П., 

при секретаре  Бутузовой Я.А.                 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бельского В*** А*** на решение  Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 09 ноября  2010 г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Бельскому В*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска о взыскании денежных сумм, возложении обязанности перерасчета и выплаты пенсии по представленным расчетам отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения Бельского В.А., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бельский В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученных сумм.

Иск мотивирован тем, что он является бывшим пилотом гражданской авиации. После окончания Омского летного училища в 1978 г.  поступил на работу в Ульяновский объединенный авиаотряд (ОАО) пилотом самолета АН-2 в подразделение авиации спецприменения (ПАНХ), где работал до 1989 г. За этот период налетал пилотом авиации спецприменения – 4864 часа 67 мин, при этом выполнял полеты разных категорий. В 1990 г. был переучен на самолет транспортной авиации ЯК-42 и приказом по предприятию переведен в транспортное подразделение УОАО, где продолжил работу в качестве пилота ЯК-42 транспортной авиации до 1996 г., то есть до ухода на пенсию. За это время истец налетал 2049 час. 35 мин. Все данные по полету часов заносились в его летную книжку, которая является основным документом для начислении пенсии и исчисления выслуги лет. С 01 января 2010 г. было произведено увеличение пенсионных прав через валоризацию. В связи с этим по требованию Пенсионного фонда истец предоставил оригинал летной книжки для расчета суммы валоризации. При выполнении перерасчета пенсии работниками Пенсионного фонда были допущены ошибки, а именно часть налета часов, выполненных истцом в авиации спецприменения, была искусственно перенесена и добавлена к полету часов, выполненных в транспортном подразделении. В результате таких искажений у истца уменьшился стаж работы на 5 лет, что привело к уменьшению размера пенсии. В связи с этим истец просил произвести перерасчет его пенсии и взыскать с ответчика недоплаченную ему сумму пенсии.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Бельский В.А. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что Пенсионный фонд неправомерно исключил часть налета часов в авиации спецприменения,  засчитав их в налет часов в транспортной авиации. В результате этого его специальный стаж уменьшился с 45 лет 3 мес. 11 дней до 38 лет 11 мес., соответственно, стажевый коэффициент уменьшился с 0,75 до 0,68.

Кроме того, Пенсионный фонд неверно посчитал его общий стаж – не была учтена служба в армии и его трудовой стаж до 1978 года, а также трудовой стаж  после 1996 года до 01.01.2002 года. В результате этого его общий трудовой стаж уменьшился с 21 года 11 дней до 18 лет 8 мес. 15 дней.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 18 марта 1994г.  Бельский В.А. является получателем досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с работой в летном составе гражданской авиации (ранее ст.79 Закона  РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В настоящее время подпункт 13 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В соответствии с положениям данных статей пенсия в связи с работой в летном составе гражданской авиации назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 утверждены Правила исчисления сроков выслуги, работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Согласно п. 1 указанных Правил  при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:  а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), - за один месяц выслуги.

Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (п. 2 Правил).

На момент назначения истцу пенсии (1994 год) расчет выслуги лет был произведен на основании справки о занимаемых им должностях и количестве налета часов, выданной Ульяновским объединенным авиаотрядом. В представленной на тот момент истцом справке Ульяновского объединенного авиаотряда налет его часов был указан за период с 1978г. по 1993г., без разбивки по годам. Налет в авиации спецприменения составил 5017 часов, в транспортной авиации 1598 часов.

На основании указанных данных был произведен расчет выслуги, который составил 41 год 5 мес. 29 дней (специальный стаж в летном составе гражданской авиации). 

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., вступившим в действие с 01.01.2002г., все пенсии подлежали перерасчету. Одновременно было предусмотрено, что, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами данного закона, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления его в законную силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере.

Размер пенсии истца Бельского В.А. при пересмотре с 01.01.2002г. был сохранен и в дальнейшем индексировался в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

03.03.2010 г. истец Бельский В.А. обратился в УПФР с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии с учетом валоризации, предоставив для этого копию трудовой и летной книжки.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца либо первичные документы, в данном случае — трудовая и летная книжки.

В ходе рассмотрения дела установлено, что данные в справке, представленной истцом в 1994 году при первоначальном назначении ему пенсии, и в летной книжке  расходятся. Так,  налет часов в авиации спецприменения в справке завышен, а налет в транспортной авиации занижен.

По летной   книжке истца налет часов составил 39 лет, из которых налет часов в транспортной авиации 3111 часов 13 мин. = 12 лет 11 мес. 16 дней, налет часов в авиации специального применении - 3749 часов 36 мин. = 26 лет 14 дней. (л.д. 43-44).       Доводы истца о неверном исчислении стажа (с учетом отнесения налета часов к авиации спецприменения и к транспортной авиации) являются несостоятельными.

Из летной книжки истца следует, что в период с 1978 года по август 1989 года включительно истец летал на самолете АН-2. При этом в летной книжке истца за указанный период времени указан налет часов общий и АХР (авиахимработы). При таких обстоятельствах Пенсионный фонд правомерно применил разный подсчет стажа в зависимости от вида налёта часов: общий налёт часов (в справке Пенсионного фонда указано - транспортная авиация) – каждые 20 часов налёта = 1 мес.; налёт часов АХР – каждые 12 часов налёта = 1 мес.

Для расчета валоризации пенсии истца был взят налет часов до 01.01.1991 года, который составил полных 26 лет в авиации спецприменения (3749 часов 36 мин) = 26%,  и 1541,29 часов в транспортной авиации = 6 лет 5 мес. 2 дня = 6%. Таким образом, процент валоризации составил 10% + 32 % - 42%.

Доводы истца о том, что при исчислении размера валоризации его пенсии неверно был посчитан его общий трудовой стаж, а именно: в общий стаж для назначения ему пенсии не были включены служба в армии, период его работы до 1978 года, а также после 1996 года и до 01.01.2002 года, не могут послужить основанием для отмены решения суда. В суде первой инстанции истцом указанные основания для перерасчета его пенсии не заявлялись, позиция Пенсионного фонда по данным вопросам не выяснялась.   Обращаясь в иском о перерасчете пенсии, истец лишь указывал на неверное исчисление его лётного стажа по данным лётной книжки (отнесение налёта часов к транспортной либо к авиации спецприменения).

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 09 ноября  2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Бельского В*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи