Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии
Документ от 07.12.2010, опубликован на сайте 29.12.2010 под номером 22300, 2-я гражданская, О перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                          Дело № 33- 4333/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    07 декабря 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Нестеровой Е.Б. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Рабчук Л.Ю.                

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Нестерова Г*** Д*** – Шнайдер И*** Г*** на решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 октября  2010 г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Нестерова Г*** Д*** к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  Ульяновской области,  отделению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Нестерова Г.Д. –Шнайдер И.Г., подержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Нестеров  Г.Д.   обратился  в суд с  иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивировал тем, что является военным пенсионером  и инвалидом второй степени.  В конце октября 2008 года он обратился в управление Пенсионного фонда по Ульяновскому району и г. Новоульяновску   с заявлением  о назначении ему страховой части  трудовой пенсии.   Все документы, необходимые для назначения пенсии, были представлены в пенсионный фонд его дочерью Шнайдер  И.Г., за исключением справки о размере его заработной платы в период работы на ***. Сотрудник пенсионного фонда пообещала сделать письменный запрос на завод для истребования указанной справки. Поскольку при обращении в пенсионный  фонд за перерасчетом пенсии справку о заработной плате он не представил, пенсия была назначена  ему без учета   размера заработной платы в период его работы на ***.  При этом сотрудник пенсионного фонда П*** М.А. пояснила, что, как только на запрос фонда поступит вышеуказанная справка, будет произведен соответствующий перерасчет пенсии.   При этом П*** М.А. обманным путем заставила его дочь написать заявление о назначении ему пенсии без учета размера заработной платы.  В последующем  было обнаружено, что пенсия рассчитывается ему  без учета  размера заработной платы  за период работы на вышеуказанном заводе. Пенсионный фонд  соответствующий запрос по месту его прежней работы не сделал, несмотря на то, что еще в 2008 году он сообщил работнику пенсионного фонда все необходимые координаты завода.  Весной 2010 года сотрудники пенсионного фонда сделали запрос по месту его прежней работы о сведениях о его заработной плате.  Справка   о размере заработной платы поступила только  лишь в мае 2010 года. Перерасчет пенсии с учетом сведений о заработной плате был произведен ему только с 01.06.2010г.  Истец считает, что перерасчет пенсии с учетом сведений о его заработной плате должен быть произведен ему с 01.01.2007 года, поскольку задержка в перерасчете пении была вызвана неправомерными действиями сотрудников пенсионного фонда, которые ввели его в заблуждение относительно порядка назначения пенсии. В связи с  этим истец просил  признать незаконным отказ   пенсионного фонда в перерасчете  страховой части трудовой пенсии с учетом его заработной платы  за период с 2007 по 2009 года,    произвести соответствующий перерасчет, выплатить ему недополученные денежные суммы, обязать ответчиков  произвести перерасчет страховой части  трудовой пенсии с учетом валоризации в размере 23% с 01.01.2010 года по 31.03.2010 года и индексации в размере 6,3% с 01.04.2010 года и выплатить ему недополученные  денежные средства за указанные  периоды времени.

Поскольку своими действиями ответчики причинили ему нравственные страдания, истец просил взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.

В ходе рассмотрения дела представитель Шнайдер И.Г. уточнила исковые требования, пояснив, что   она согласна с расчетом пенсии истца, который произвел пенсионный фонд с учётом валоризации и индексации. Вместе с тем настаивает на взыскании с ответчиков суммы перерасчета пенсии за период с  01.01.2007 года по 31.12.2009 года с учётом сведения о заработной плате Нестерова Г.Д., а также компенсации морального вреда в сумме  20 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель истца Шнайдер И.Г. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что суд при рассмотрении дела не дал оценки неправомерным действиям сотрудников пенсионного фонда, которые обманным путем заставили её написать заявление от имени отца о перерасчете пенсии без учета сведений о заработной плате. При перерасчете пенсии сотрудник пенсионного фонда П*** М.А. ввела её в заблуждение, пообещав сделать запрос по месту работы отца о предоставлении справки о его заработной платы и после получения справки произвести перерасчет пенсии её отца с 01.01.2007 года с учетом ведений о его заработной плате. Запрос о предоставлении справки о заработной плате её отца был сделан сотрудником пенсионного фонда. Однако запрашиваемые сведения представлены не были. Об этом сотрудник пенсионного фонда не поставил его в известность. В противном случае он мог бы сам предпринять меры для истребования справки о своей заработной плате. Своими неправомерными действиям сотрудники Пенсионного фонда причинили ему нравственные страдания, поскольку  в течение длительного   времени он вынужден доказывать свое право на перерасчет пенсии.

В возражениях на кассационную жалобу отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области, а также управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Нестеров  Г.Д.  является военным пенсионером и в силу закона имеет право с 01.01.2007 года  на получение страховой части трудовой пенсии по старости.

24.11.2008  года дочь Нестерова Д.Г. обратилась  в  Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске   с заявлением  о назначении Нестерову Д.Г. страховой части трудовой пенсии. При этом ею не была представлена справка  о размере заработной платы  истца за период его работы  на  ***.

В силу закона  норма о праве военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии по старости  распространяется  на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 года.  Поскольку  право на страховую часть трудовой пенсии по старости возникло у Нестерова Г.Д.  до вступления в законную силу Федерального закона №156-ФЗ, т.е. в период с 01.07.2007 года по 24.07.2008 года, страховая часть трудовой пенсии по старости   назначена ему с 01.07.2007 года.

В соответствии со ст. 19  Федерального закона  от 17.12.2001 года  за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 27  февраля 2002 года был утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены среди прочих документов, в том числе  документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

В день обращения в Пенсионный фонд по вопросу назначения страховой части трудовой пенсии  Нестеровым Г.Д. не была представлена справка о размере его заработной платы  за период работы на ***. В связи с этим ему был предоставлен срок  до 24.02.2009 года для представления указанного документа, о чем указано в расписке-уведомлении о приеме у Нестерова Г.Д. документов для назначения пенсии.

В материалах дела имеется заявление, пописанное Нестеровым Г.Д. от 24.11.2008 года, в котором он просит назначить ему пенсию по имеющимся  документам. Среди представленных документов справка о заработной плате отсутствует. (л.д. 92). Также в материалах дела имеется заявление от 02.12.2008 года, написанное дочерью истца – Шнайдер И.Г. от имени своего отца, в котором содержится просьба начислить страховую часть пенсии без учета заработной платы. Доводы Шнайдер И.Г. о том, что указанное заявление было отобрано у неё работником пенсионного фонда обманным путем, подтверждения  в ходе рассмотрения дела не нашли. Вместе с тем даже при отсутствии указанного  заявления пенсия была бы назначена Нестерову Г.Д. без учета сведений о его заработной плате, поскольку указанные сведения им представлены не были.

С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оснований для возложения  на пенсионный фонд обязанности произвести перерасчет пенсии истца с 01.01.2007 года по 31.12.2009 года не имеется. Также не имеется оснований для взыскания с Пенсионного фонда в пользу Нестерова Г.Д. компенсации морального вреда.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность предоставления документов, необходимых для назначения пенсии, лежит на лице, обратившемся за назначением пенсии. При этом Пенсионный фонд может оказать гражданину содействие в истребовании недостающих документов. Вместе с тем обязанности вести переписку с организациями и учреждениями с целью истребования недостающих у гражданина документов, необходимых для назначения ему пенсии, у пенсионного фонда нет. В данном случае пенсионный фонд по просьбе Нестерова Г.Д. оказал ему содействие в получении справки о его заработной плате, направив 12 марта 2010 года соответствующий запрос на ***. Данная справка поступила в пенсионный фонд  28 апреля 2010 года и   направлена истцу по почте.

19 мая 2010 года Нестеров Г.Д. обратился в управление Пенсионного фонда в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  с заявлением  о перерасчете страховой части  трудовой пенсии, представив справку о размере заработной  платы  за период его работы на ***. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 года  № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных  законодательных актов (положений законодательных актов)  РФ в связи с принятием   Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ», а также  в соответствии с подпунктами 1-3 и 5 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях  в РФ»  управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  произвело Нестерову Г.Д. перерасчет  размера трудовой пенсии в связи с изменением величины  расчетного пенсионного  капитала и (или) изменением суммы валоризации с 01.01.2010  года. При этом был учтен его заработок в период работы на ***.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 октября  2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Нестерова Г*** Д*** – Шнайдер И*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи