Судебный акт
Предоставление жилья ребенку, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 07.12.2010, опубликован на сайте 22.12.2010 под номером 22196, 2-я гражданская, О признании лицом, оставшимся без попечения родителей, и об обязании включить в список лиц, нуждающихся в получении жилой площади, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова  Э.Р.                                                                          Дело № 33-4289/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               07 декабря  2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Лисовой Л.С.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.               

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кискиной Т*** А*** на решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 07 октября  2010 г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Кискиной Т*** А*** к муниципальному учреждению «Управление образования муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению «Администрация Ммуниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, выдаче вне очереди жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Кискиной Т.А., ее представителя – Эрисовой Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кискина Т.А. обратилась в суд с иском к МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области, МУ «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей. В обоснование требований указала, что родилась ***1981 года. С 1980 года ее семья состояла на учете неблагополучных семей из-за злоупотребления родителями спиртными напитками. После смерти матери ***.1983 она была помещена в дом ребенка, а затем воспитывалась в различных детских домах Ульяновской области и находилась на полном государственном обеспечении. Со своим отцом Кискиным А.Н. связь не поддерживала, переписки с ним не вела, на школьные каникулы он ее не забирал, так как злоупотреблял спиртными напитками. Однако вопрос о лишении его родительских прав до достижения ею возраста 18 лет никто не ставил, поэтому ее статус как лица, оставшегося без попечения родителей, не был своевременно определен.  ***.2002 года Кискин А.Н. умер. Она является инвалидом детства второй группы. ***2007 года у нее родилась дочь - Кискина Е.Н. В настоящее время  вместе  с  дочерью  проживает  по   адресу:  Ульяновская область, Ульяновский район, с. Б***, ул. Ленина, д.***. В указанном доме фактически проживает также ее родной брат - К*** Дом находится в ветхом состоянии, водопровод, канализация отсутствуют, имеется печное отопление. На заявление в МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» о включении ее в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был дан отказ, который считает незаконным. В настоящее время определить ее правовой статус как лица, оставшегося без попечения родителей, необходимо для получения жилья. При помещении в детский дом какое-либо жилое помещение за нею не закреплялось,  жилья в собственности не имеет. Просила признать ее лицом, оставшимся без попечения родителей, обязать ответчиков включить ее в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Кискина Т.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что ее права на жилье не были своевременно защищены  компетентными органами - органами опеки и попечительства, в связи с чем она лишена возможности воспользоваться своим правом на получение жилья.  Правовой статус лица, оставшегося без попечения родителей, ей необходим в будущем для реализации иных прав. Решением суда по другому делу – по иску одной из ее одноклассниц из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, было признано право на получение жилищного сертификата, в то время как ей в удовлетворении аналогичных требований отказано. Кроме того, на момент наступления ее совершеннолетия в Ульяновской области отсутствовало правовое регулирование вопросов предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поэтому она в любом случае была лишена возможности реализовать свои жилищные права в тот период.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела усматривается, что Кискина Т.А. родилась  ***1981 года в с. Б*** ***о!% района Ульяновской  области.

Родителями Кискиной Т.А. являются Кискин А.Н., умерший в *** г.,  и  Кискина В.Е., умершая в *** г.

На основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних при Ульяновском райисполкоме  от ***.1983 г.  Кискина Т.А. была помещена в Дом ребенка. В период с ***1983 г. по ***.1985 г. Кискина Т.А. воспитывалась в Специальном коррекционном детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «Д***», с ***.1985 г.  по ***1989 г. - в Ульяновском детском доме «Г***», с ***.1989 г.  по 1998 г. - в К*** специальной школе-интернате ***    района,   с   ***.1989 г. по    ***.2000 г. – в  ОГОУ  ***!%» г. Новоульяновска.

На момент исполнения  Кискиной Т.А. 18-ти лет (***.1999 г.) она была зарегистрирована и проживала в общежитии ОГОУ *** ***», с ***2000 г. по настоящее время Кискина Т.А. зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Б***, ул. Ленина, д. ***, где и проживает с момента окончания училища.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для признания Кискиной Т.А. лицом, оставшимся без попечения родителей, а также постановки ее в очередь на получение жилищного сертификата как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи  57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.1 п. 1 ст. 8  Федерального  закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 07.12.2009 г.)  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

С учетом положений вышеуказанных  нормативно-правовых актов  суд пришел к правильному выводу о том, что статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, мог быть установлен Кискиной Т.А. до достижения возраста 23 лет, в этот же период  она могла быть принята на учет для предоставления жилья вне очереди.

На момент обращения Кискиной Т.А. в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилья  ей  исполнилось 29  лет, ранее в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истица  не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состояла, впервые с заявлением о включении  в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона  №159- ФЗ  обратилась  только 15.07.2010 года, то есть  в возрасте 29 лет. 

При таких обстоятельствах  основания для удовлетворения ее иска отсутствовали.

Доводы, приведенные Кискиной Т.А. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Ссылки Кискиной Т.А. на то обстоятельство, что ее права нарушены органами опеки и попечительства, которые своевременно не приняли мер к определению ее правового статуса и постановке на учет на получение социального жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, основанием к отмене решения не являются.

Как правильно указал суд, принимая во внимание правовую незащищенность указанной категории граждан, законодатель предусмотрел возможность реализации ими своего права на получение жилой площади до достижения ими возраста 23 лет, предоставив, таким образом, достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права.

Решение суда по другому гражданскому делу, на которое ссылается истица в обоснование своих доводов, на правильность выводов суда не влияет, так как преюдициального значения для разрешения настоящего спора оно не имеет.

Довод истицы о том, что порядок реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ранее не был определен и закон фактически не работал, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку своевременное обращение с соответствующим заявлением гарантировало бы предоставление жилого помещения в дальнейшем, после того как были приняты нормативные акты, направленные на реализацию данного закона.

То обстоятельство, что в настоящее время она проживает в неблагоустроенном помещении, может являться самостоятельным основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья при условии признания жилого дома непригодным для проживания, но не является основанием для обеспечения жильем  в соответствии со статьей  8 Федерального закона № 159-ФЗ.

 

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 07 октября  2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кискиной Т*** А***   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи