УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Смышляева
О.В. Дело № 33-
4180/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
23 ноября 2010 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л.С. и
Гурьяновой О.В.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УПФ РФ (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе на решение Железнодорожного районного суда
г. Ульяновска от 15 октября 2010 г., по
которому постановлено:
Иск Хохрина А*** Е***
удовлетворить частично.
Признать незаконным
решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области от 27.02.2010 об отказе в назначении Хохрину А***
Е*** досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Ульяновской области включить Хохрину А*** Е*** в специальный трудовой стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности, период прохождения службы в составе
Вооруженных Сил СССР по призыву с
02.12.1988 по 07.05.1990 из расчета один день службы за один день
работы.
Признать право
Хохрина А*** Е*** на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности.
Назначить Хохрину А***
Е*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей с 27.11.2009 (с момента обращения
за назначением пенсии) в соответствии с подпунктом 19 ч. 1 ст. 27 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В
остальной части иска отказать.
Заслушав доклад
судьи Лисовой Л.С., объяснения представителя Хохрина А.Е. – Сулейманова Э.Н.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Хохрин А.Е.
обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска о признании решения комиссии незаконным, о
включении периода прохождения службы по
призыву в специальный трудовой стаж, признании права на назначение досрочной
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности с момента обращения.
В обоснование иска
указал, что, обратившись в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
получил отказ по причине отсутствия у него необходимого специального стажа.
Пенсионный фонд не включил в специальный стаж период его службы по призыву в
Вооруженных Силах СССР с 02.12.1988 по 07.05.1990, с чем он не согласен. Просил засчитать в специальный стаж указанный
период из расчета один день службы за два дня работы и назначить ему досрочную
трудовую пенсию с 27.11. 2009.
Разрешив по существу
заявленные требования, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его
отменить. Считает, что суд необоснованно включил в трудовой стаж, дающий право
на досрочное назначение пенсии, период прохождения военной службы истца и
обязал назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности с 27.11.2009г. Указывает, что на
момент обращения истца за назначением пенсии действовали Список профессий и
должностей работников образования, утвержденный Постановлением Правительства РФ
от 06.09.1991 № 463, и Список от 29.10.2002 г. № 781, которыми включение в
специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву не
предусматривается, а Постановление Правительства от 17 декабря 1959 г. утратило силу и не может применяться при
назначении досрочных пенсий по закону «О трудовых пенсиях в РФ». Ссылаясь на определение
КС РФ от 05.11.2002 №320-О, Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 года,
полагает, что право на включение спорного периода в специальный стаж могло быть
у истца в том случае, если на момент действия Постановления Правительства от 17
декабря 1959 года он отработал педагогический стаж 25 лет. Суд оставил без внимания довод УПФ о том, что
истцом при обращении о назначении досрочной трудовой пенсии не были
предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов,
необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному
пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых
пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Истец и ответчик,
извещенные о времени и месте
рассмотрения дела, не явились в заседание судебной коллегии и не
сообщили о причинах неявки, поэтому на основании ст. 354 ГПК РФ судебная
коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к правильному выводу о
частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с
п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено,
что истец осуществлял педагогическую деятельность. Полагая, что имеет
необходимый 25-летний стаж, он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о
назначении досрочной пенсии.
Решением комиссии
УПФ РФ в Железнодорожном районе от 27.02.2010 года в назначении пенсии
отказано, в специальный стаж засчитано
23 года 08 месяцев 21 день. При этом в
специальный стаж не включен период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР,
с чем не согласился истец.
Разрешая спор, суд первой
инстанции правомерно засчитал период прохождения службы в Вооруженных Силах
СССР в льготный стаж в календарном исчислении.
Доводы кассационной
жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истца периода
прохождения службы в Вооруженных Силах СССР
являются несостоятельными.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1
статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации
предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной
политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N
8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с
условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент
приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N
1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1
которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам
просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию
за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам
деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового
регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит
включению в стаж работы по специальности независимо от времени его обращения за
назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства
повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение,
которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции
Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение
федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд правомерно с
учетом требований законодательства засчитал указанный период из расчета один
день службы за два дня работы.
Доводы жалобы о
необоснованном назначении истцу пенсии с
27.11.2009 года (с момента обращения за назначением пенсии с заявлением)
несостоятельны.
Учитывая требования
ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях
в РФ», предусматривающей назначение трудовой пенсии со дня обращения за
указанной пенсией, а также то обстоятельство, что на момент обращения за
пенсией у истца имелся 25-летний специальный
стаж с учетом оспариваемого
периода, суд обоснованно удовлетворил иск о назначении истцу досрочной
трудовой пенсии с 27.11.2009 года, что
соответствует требованиям действующего законодательства.
Другие доводы
правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену судебного
постановления.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный
закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационных жалоб
не имеется.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска
от 15 октября 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г.Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи