У Л Ь Я Н О В С К
И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Мещанинова
И.П. Дело
33- 3924 -2010 г.
К
А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н
И Е
г. Ульяновск 02
ноября 2010 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Костюниной Н.В., Булгакова Г.М.,
при секретаре Покачайло
Н.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском
районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 01 октября 2010 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Хайретдиновой З*** Б*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной
пенсии по старости удовлетворить частично.
Решение Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в
Карсунском районе Ульяновской области №*** от 05.08.2010 года отменить.
Обязать Управление Пенсионного
фонда РФ (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской
области включить в специальный стаж Хайретдиновой З*** Б*** период работы
заведующей профилактория колхоза «В***» с 22.07.1986 по 01.10.1993 года (8 лет
11 месяцев 26 дней) в льготном исчислении, период работы с 03.01.1997 года по
02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года
(0 лет 6 месяцев 10 дней) в должности лаборанта-паразитолога Карсунской ЦРБ в
льготном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации с
03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и с 02.03.2004 года
по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней) в календарном исчислении и
назначить трудовую пенсию с 27 июля 2010 года.
В удовлетворении
остальной части требований Хайретдиновой З*** Б*** отказать.
Заслушав доклад
судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хайретдинова З.Б.
обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении
досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В обоснование
иска указала, что 27.07.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной
деятельностью.
05.08.2010 года в
назначении досрочной трудовой пенсии комиссией по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском
районе Ульяновской области ей было отказано в связи с отсутствием у нее
необходимого специального трудового стажа.
В льготный стаж не
были засчитаны периоды ее работы:
- в профилактории
колхоза «В***» в должности заведующей профилактория с 22.07.1986 года по
04.10.1993 года (9 лет);
- в Карсунской
райбольнице в должности лаборанта – паразитолога с 03.01.1997 года по
02.02.1997 года (1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (6
месяцев 10 дней).
Отказ мотивирован
тем, что указанные учреждения и должности Списком не предусмотрены.
Считает, что
отсутствие в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением
Правительства РФ за № 781 от 29.10.2002 года, наименования «профилакторий» не
является основанием для не включения спорного периода в стаж работы, дающей
право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья
населения, поскольку она как заведующая профилакторием выполняла лечебную
деятельность полный рабочий день в соответствии с должностными инструкциями,
имела среднее медицинское образование и квалификацию «медицинская сестра», в ее
обязанности входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная
работа, она занимала указанную должность согласно штатному расписанию в
медицинском учреждении - профилактории.
Должность лаборанта
и больницы всех наименований прямо предусмотрены Списком, в связи с чем работа
в Карсунской райбольнице подлежит включению в специальный стаж в льготном
исчислении.
Кроме того,
ответчиком необоснованно не засчитаны в ее специальный трудовой стаж периоды с
03.02.1997 года по 03.05.1997 года (3 месяца) и 02.03.2004 года по 16.03.2004
года (14 дней), когда она находилась на курсах повышения квалификации с отрывом
от производства. Полагает, что указанные периоды должны быть засчитаны ей в
специальный стаж в соответствии со ст.187 ТК РФ.
С учетом
изложенного, просила суд обязать ответчика включить спорные периоды в
специальный стаж в должности заведующей профилакторием,
лаборанта-паразитолога в льготном
исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы, периоды нахождения на курсах
повышения квалификации – в календарном исчислении и назначить ей досрочную
трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 27.07.2010 года.
Рассмотрев
заявленный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области
просит решение суда отменить как вынесенное с существенным нарушением норм
материального и процессуального права. Указывает, что период работы истицы с 22.07.1986
по 01.10.1993 в должности заведующей профилактория колхоза «В***» судом
засчитан в стаж на соответствующих видах работ неправомерно, поскольку
профилакторий не предусмотрен ни одним из Списков должностей и учреждений,
работа в которой засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Соответственно, в спорный период истица не работала в учреждениях
здравоохранения. Полагает, что нахождение на курсах повышения квалификации с
полным отрывом от производства с 03.02.1997 по 03.05.1997 и с 02.03.2004 по
16.03.2004 судом засчитано в специальный стаж необоснованно.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, 27.07.2010года истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе
Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи
с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением комиссии
при УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 08.08.2010
года № *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с
отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истице засчитано – 16 лет 0
мес. 26 дней.
Не засчитаны периоды
ее работы:
- с 22.07.1986 года
по 04.10.1993 года (9 лет) - в профилактории колхоза «В***» в должности
заведующей профилактория;
- с 03.01.1997 года
по 02.02.1997 года (1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (6
месяцев 10 дней) - в Карсунской райбольнице в должности лаборанта –
паразитолога;
- с 03.02.1997 года
по 03.05.1997 года (3 месяца) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (14 дней) –
период нахождения на курсах повышения квалификации.
В ходе судебного
разбирательства требования истицы в части включения в специальный стаж периодов
работы в должности лаборанта-паразитолога в льготном исчислении ответчиком
признаны, решение в указанной части им не оспаривается.
Принимая решение о
включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной
деятельности по охране здоровья населения, периода работы в качестве заведующей
профилактория колхоза и периода нахождения на курсах повышения квалификации,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения
требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не имеется.
Данный вывод
соответствует указанию, содержащемуся в п.11 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых
вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией
гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим
которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на
установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального
закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на
основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31
декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось,
в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1
Постановления N 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, был утвержден
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с
пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы
до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров
РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В частности, было
установлено, что в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья засчитывается время работы, в том числе в должности среднего
медицинского персонала независимо от наименования должности
лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм
собственности; работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской
местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3
месяца.
Постановлением
Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изменениями и
дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972
года), действовавшим до 01.10.1993 года, утверждены Перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет,
а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения.
Указанным
нормативным актом (перечнем) включена работа медицинской сестры больничных
учреждений всех типов, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и
наименований, медицинские лаборатории и другие.
Работа по
специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных
настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной
принадлежности в учреждениях или организаций.
Согласно Положению о
медицинском профилактории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения
СССР от 01.06.1984 года № 621, действовавшему в период работы истицы заведующей
профилакторием, медицинский профилакторий – это специально оборудованное и оснащенное помещение, предоставляемое
колхозами и совхозами в целях максимального приближения физиотерапевтической
медицинской помощи дояркам, животноводам и механизаторам сельского хозяйства.
Медицинский профилакторий организуется в
составе центральных районных больниц,
районных больниц, участковых больниц, амбулаторий или фельдшерско-акушерских
пунктов.
Организация
медицинских профилакториев производится с разрешения министерства
здравоохранения союзных республик, не имеющих областного деления, автономных
республик, краевых и областных отделов (управления) здравоохранения, после
представления колхозами или совхозами соответствующих помещений с необходимым
медицинским оборудованием и заключением
договора правлением колхоза или дирекцией
совхоза с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория.
Ответственность за
деятельность медицинских профилакториев несут главные врачи учреждения
(заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами), в составе которых они
организуются.
Учреждения
здравоохранения, в составе которых организуются медицинские профилактории,
назначают медицинский персонал, имеющий среднее медицинское образование
(фельдшера, акушерки, медицинской сестры).
Судом установлено,
что в спорный период истица осуществляла лечебную деятельность в профилактории
колхоза как заведующая профилакторием выполняла лечебную работу на конкретном
месте, осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день в соответствии с
должностными инструкциями, имела среднее медицинское образование и квалификацию
«медицинская сестра», в ее обязанности входила доврачебная медицинская помощь,
санитарно-просветительная работа, она занимала указанную должность согласно
штатному расписанию в медицинском учреждении - профилактории.
Данные
обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей И*** В.Я., М*** К.М.,
не заинтересованными в исходе дела.
При таких
обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что в спорный период истица
осуществляла работу по охране здоровья населения в должности среднего
медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении, в связи с чем
имеет право на включение периода работы с 22.07.1986года по 01.10.1993года в
специальный стаж в льготном порядке.
Тот факт, что
профилакторий был организован на базе
колхоза и источником финансирования заработной платы истица был колхоз,
не дает оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку характер работы
истицы при этом не менялся.
Как следует из
Положения о медицинском профилактории, материально-техническое обеспечение
деятельности профилакториев возложено на колхозы, в том числе обеспечение
помещениями, снабжение топливом, освещением, водой, прочими услугами и
транспортом, приобретение медицинского оборудования, инструментов. Оказание же
надлежащей медицинской помощи населению
является обязанностью медицинского учреждения.
Следует признать
правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периодов
нахождения на курсах повышения
квалификации с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (3 месяца)
и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (14 дней).
Довод жалобы о том,
что действующее законодательство не предусматривает включение периода
нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, судебной
коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм
материального права.
Как ранее
действующее трудовое законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так
и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному
работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним
места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период
нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его
работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с
которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд
РФ.
Так, судом
установлено, что в указанные периоды истица находилась на курсах повышения
квалификации по направлению Карсунской ЦРБ, где она работала лаборантом. Таким
образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем,
соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения
истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось и место
работы и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный
фонд.
Право лица на
назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть
поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником, на
основании должностной инструкции, обучения на курсах повышения квалификации,
которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской
деятельности.
Принимая во
внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в
специальный стаж на момент обращения в Управление Пенсионного фонда с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Хайретдинова З.Б. имела
необходимый стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной
деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции, согласно ст.19
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правомерно возложил обязанность
на УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области назначить ей пенсию с
даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное
законодательство применено судом правильно.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 01 октября 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного
фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи